Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 115
См. также: СПАСЕНИЕ, ЭСХАТОЛОГИЯ
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА – историческое событие, знаменующее вступление человеческой природы Иисуса Христа во славу Божию (ККЦ 656). Иисус был воскрешен Отцом в →Святом Духе как «первенец из умерших» (1 Кор 15, 20; Кол 1, 18). В.И.Х. положило начало новому состоянию жизни человека и с тех пор оказывает воздействие на новую жизнь всей вселенной. Гробница, в которую Иосиф Аримафейский положил измученное →страданиями и крестной смертью тело Иисуса, через три дня оказалась пустой. Согласно синоптическим Евангелиям, →ангелы возвестили изумленным и испуганным женщинам, а позднее и →апостолам, что Иисус жив, что Он воскрес и потому Его нет во гробе. Противники Иисуса пытались объяснить это тем, что тело было похищено и спрятано учениками Христа (Мф 27, 57–28, 15), но воскресший Иисус в течение сорока дней после Своего Воскресения являлся апостолам и многим другим людям, прежде чем вознесся в небо (Деян 1, 2–3; 1 Кор 15, 3–8).
В.И.Х., будучи началом нового творения, выходит за пределы истории и всех известных природных законов. Тем не менее, это событие произошло в определенном месте – →Иерусалиме, в определенное время – около 30 г. и связано с конкретной исторической →личностью – Иисусом из Назарета. О встречах с воскресшим Иисусом Христом свидетельствуют апостолы и все те, кому Он являлся после Своей смерти. Именно христофании, т. е. явления воскресшего Христа, стали для их очевидцев самым важным доказательством Его Воскресения: «…Господь истинно воскрес и явился» (Лк 24, 34), «…с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян 10, 41).
Воскресший Иисус первым вступил в Славу Божию, и с этих пор Он – Господь славы. Его Воскресение нельзя отождествлять с теми воскрешениями, которые совершали ветхозаветные →пророки и даже Сам Иисус. Воскрешенные Им люди были возвращены к земной жизни, с неизбежностью оканчивающейся смертью. Чудеса воскрешений были предзнаменованием и проявлением реальной победы над смертью в В.И.Х.
См. также: ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ, ПАСХА
ВОСКРЕСЕНЬЕ (лат. Dies Dominica – день Господень) – первый день недели и древнейший еженедельный праздник христиан в честь →Воскресения из мертвых Иисуса Христа.
В. называют также «днем Господним» и «днем восьмым». День Господень – это день недели, посвященный Богу. В ВЗ им была →суббота (от евр. shabbat – покой). Ветхозаветная →заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх 20, 8) исполняется Церковью путем особого почитания В. →Богослужение в этот день «есть исполнение морального правила Ветхого Завета, ритм и дух которого оно продолжает, еженедельно прославляя Создателя и Искупителя своего народа» (ККЦ, 2176). В НЗ определенное значение субботы сохраняется, однако День Господень переходит с седьмого на следующий за ним, первый день недели – В., поскольку именно в этот день произошло →Воскресение Иисуса Христа.