Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 113
ВОЛХВЫ С ВОСТОКА – мудрецы, называемые в христианских легендах «тремя царями». Согласно легендарным источникам, их звали Каспар, Мельхиор и Бальтазар (Валтасар). Их приход к младенцу Иисусу описан св. →евангелистом Матфеем (Мф 2, 1–12). Узнав в Иисусе Христе предсказанного →пророками нового царя, В. с В. прибыли в →Вифлеем из далеких стран, чтобы поклониться Ему и принести богатые дары: золото – символ царства, ладан – символ →святости и →молитвы, мирру (смирну) – символ →страдания (взято евангелистом, скорее всего, из Ис 60, 6).
Согласно евангелисту, место рождения Иисуса указала В. с В. звезда, называемая «вифлеемской». Многие пытаются объяснить тайну этой звезды естественными причинами. Важнее то, что она аналогична «столпу облачному и огненному» в книге Исход (13, 21–22; 14, 19–20.24). Она так же указывает путь и потом останавливается.
Евангелист подчеркивает, что языческий мир оказался более восприимчивым к приходу Христа, чем израильский народ (→Израиль), не нашедший для Него места ни в своих домах, ни в сердцах, отказывая Деве Марии в гостеприимстве и вынудив Св. Семейство бежать в Египет от правящего в то время царя Ирода, который опасался, что Иисус – новый царь – станет угрозой его власти.
ВОЛЯ – см. Добродетель, Монофелитство, Эгоизм
ВОПЛОЩЕНИЕ (лат. incarnatio) – основополагающая истина христианской →веры, заключающаяся в том, что второе Лицо →Троицы Святой, Сын Божий, Предвечное Слово Божие, приняло человеческую природу, полностью сохранив при этом природу Божественную: «И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1, 14). Это событие остается тайной для человеческого →разума, →догмат ее только обрисовывает, а Церковь постоянно старается углубить ее понимание.
В Евангелиях Иисус Христос изображен как истинный человек: Он рождается, растет и развивается, трудится, испытывает голод и жажду, скорбит и тревожится, задает вопросы и проявляет интерес к различным делам, страшится смерти, страдает и умирает. Но вместе с тем Иисус – не только человек. После Его →Крещения раздался голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1, 11); Иисус называет Бога Своим Отцом. Он преображается (→Преображение Господне) на высокой горе, являет Свою сверхчеловеческую силу, исцеляя больных, воскрешая умерших, усмиряя бурю, изгоняя бесов из одержимых. Иисус владычествует над миром. Ему подчиняются стихии, духи и сама смерть. Св. Матфей и св. Лука в начале своих Евангелий рассказывают о том, как Сын Божий «был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы» (→символ веры). В Посланиях св. →апостола Павла есть →гимны Христу, Который, будучи равным Богу, сделался человеком (Флп 2, 6–11; Кол 1, 15–20; Рим 1, 3–6). Как Сын Божий Он существует предвечно (Мих 5, 2), как Сын Марии Он имеет начало во времени. Нам известно время и место Его рождения. Св. евангелист Иоанн выразил тайну Иисуса в одном предложении: «И Слово стало плотию» (Ин 1, 14) – Слово, которое есть Бог.