Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 112

Таковы традиционные элементы учения о так называемой «справедливой войне». Оценка условий моральной легитимности принадлежит разумному суждению тех, кто ответственен за общее благо (ККЦ 2309). Эти условия определяют моральную необходимость и пропорциональность обороны.

Превентивные военные действия государства морально оправданы при наличии очевидных доказательств того, что агрессия против него будет развязана.

Из приведенных рассуждений очевидно, что вооруженные силы в государствах должны быть поставлены на службу миру. Каждый военнослужащий имеет моральное обязательство сопротивляться приказам, требующим совершения преступлений против безопасности и свободы народов (ККЦ 2311). Военные несут полную ответственность за действия, попирающие права →личности и народов или нормы международного гуманитарного права. Такие действия невозможно оправдать, ссылаясь на подчинение приказам начальства.

Существует обязанность во время В. предоставлять защиту и помощь невинным жертвам, мирному населению, беженцам, которые не могут защититься от агрессии.

Для наказания военных преступников международное сообщество учредило Международный уголовный суд. В его компетенцию входят наказания за особо тяжкие деяния: геноцид, преступления против человечества, военные преступления, агрессию.

Для снижения угрозы В. в мире →социальное учение Католической Церкви предлагает постепенное всеобщее, сбалансированное и контролируемое разоружение. Государству достаточно военных средств, нужных только в рамках необходимой обороны. Накопление оружия и гонка вооружений усугубляют риск В. Особенно это касается оружия массового уничтожения – биологического, химического и ядерного (GS 80).

В настоящее время создаются новые виды оружия, приближающиеся по поражающей способности к ОМУ. Учительство Католической Церкви предостерегает от производства и продажи вооружения, наличие которого способствует многим проявлениям насилия (КСУЦ 511).

Сегодня терроризм используется как новый способ военных действий (GS 79). Ареной нападений становятся обычно места, где протекает повседневная жизнь людей. Он демонстрирует полное презрение к человеческой жизни и не может быть оправдан никакими мотивами (КСУЦ 514). Терроризм провоцирует неоправданную агрессию против народов и →религий, из среды которых вербуются исполнители террористических актов.

Снижение военной и террористической угрозы Церковь относит к своим главным социальным задачам в этом мире. Она учит, что только →прощение и примирение делают возможным подлинный мир, утверждает на земле мир →молитвой и свидетельством мучеников (→мученичество), которые, рискуя жизнью, используют ненасильственные способы противостояния злу.

Страница 112