Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 111

Провозглашение Евангелия представляет собой добрую весть мира. Для предотвращения конфликтов и агрессивных действий, приводящих к В., абсолютно необходимо, чтобы каждый человек начал воспринимать мир как важную ценность: так мир будет распространяться в →семьях и в различных социальных объединениях, пока не охватит всё политическое сообщество (ККЦ 2317).

В истории христианства были примеры попыток освящения В. либо, наоборот, полного отрицания необходимости самообороны – пацифизма. Сложность состоит в том, что государство обеспечивает своим гражданам мирную и достойную жизнь, в этом состоит его огромное благо. Поэтому государство имеет право на свою защиту, в том числе вооруженными средствами. В то же время В. всегда порождает ответное насилие и новые более сложные конфликты. В., развязанная для защиты важных ценностей, разрушает ценности еще более высокого порядка.

Справедливая В. в прошлом была единственным способом сохранить благо государства. По учению Католической Церкви, современный мир устроен таким образом, что всегда принципиально возможно разрешение конфликтов мирными средствами. Более того, оно стало необходимым из-за устрашающей мощи средств массового уничтожения, доступных даже средним и малым державам, и из-за все более тесных связей между народами всей земли (Centesimus annus, 51).

Военные конфликты порождаются, как правило, структурными ситуациями несправедливости, нищеты, эксплуатации, которые необходимо устранить в ходе развития мировой цивилизации. Эта ответственность ложится на все государства и соответствующие международные организации. Хартия Организации Объединенных Наций, основанной после Второй мировой войны ради того, чтобы защитить будущие поколения от В., базируется на общем запрете прибегать к силе для разрешения споров между государствами, за исключением двух случаев: необходимая оборона и меры по установлению порядка, предпринимаемые Советом Безопасности в рамках его ответственности за поддержание мира.

Согласно учению Церкви, использование силы при необходимой обороне нравственно допустимо, если отвечает некоторым жестким условиям:

– если ущерб, наносимый агрессором нации или сообществу наций, длителен, тяжел и бесспорен;

– если любые другие возможности положить ему конец оказались нереальными или неэффективными;

– если налицо серьезные возможности успеха;

– если применение оружия не приведет к большему злу и беспорядку, чем то зло, которое надо прекратить. Мощность современных вооружений играет большую роль при решении о том, выполняется ли это последнее условие.

Страница 111