Безвидный свет. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции - стр. 13
Созерцание бестелесных существ>19, также двух типов, занимает большое место в творениях Симеона д-Тайбуте>20, Сахдоны>21, Исаака Ниневийского>22 и Иосифа Хаззайи>23. Иоанн Дальятский, со своей стороны, пространно и с воодушевлением говорит о видении ангелов при тесном общении с ними, что соотносится с самой высокой степенью «созерцания бестелесных»>24.
Дадишо Катарский упоминает о созерцании сотворенных существ, различая вышеупомянутые два типа созерцаний, в совершенно евагриевском контексте>25.
Созерцания Суда и Промысла>26, упоминаемые у Сахдоны>27, Симеона д-Тайбуте>28 и Дадишо>29, становятся объектом пристального интереса у Иосифа Хаззайи>30, особенно в Мемре о природе [божественной] сущности, которая фактически является длинным изложением того, что представляет собой предмет этих двух созерцаний: божественное Домостроительство в сочетании со справедливым наказанием и милосердием>31, – созерцание, которое в своей наивысшей точке является непосредственным восприятием судов Божиих, при погружении в глубину божественных тайн>32. Иоанн Дальятский, в свою очередь, лишь однажды упоминает по имени это созерцание>33/34.
Понятие духовного созерцания>35 встречается у Симеона д-Тайбуте>36, Сахдоны>37, Дадишо>38, Исаака Ниневийского>39 и Иосифа Хаззайи>40. У Симеона д-Тайбуте и Иосифа Хаззайи предметом духовного созерцания является непосредственное видение одним лишь умом божественной силы, заключенной в видимых и невидимых творениях. У Иосифа это видение сияет как облако>41 и вызывает исступление>42, и он рассматривает его как границу между местом Ясности>43 (которому свойственно созерцание бестелесных>44) и местом Совершенства (которому свойственно созерцание безвидного света Святой Троицы>45). У Исаака духовное созерцание находится выше созерцания бестелесных и является видением неизреченной славы>46. Все это соотносится с евагриевским понятием духовного созерцания – в связи то с созерцаниями телесных