Размер шрифта
-
+

Белая Богиня - стр. 34

.

Гвидион угадал имя Брана по ветвям ольхи у него в руке, поскольку, хотя имя Бран и слово «гверн» (Gwern), которым названа в поэме ольха, звучат по-разному, он знал, что имя Брана, означающее «ворона» или «ворон», также имеет значение «ольха» (ирландское слово для обозначения ольхи – «fearn», причем «ф» произносится как «в») и что ольха – священное дерево. Третьего из четверых сыновей Партолона Милезия[57], легендарного правителя Ирландии бронзового века, звали Фёрн; известен также юный Гверн, король Ирландии, сын сестры Брана, Бранвен («Белой Вороны»). Как будет показано ниже, догадка Гвидиона находит неоднократное подтверждение в «Повести о Бранвен». Однако имя, складывающееся из наименований деревьев-букв, сражавшихся на стороне Аматона и Гвидиона, так и не было открыто.

По-видимому, культ Брана также пришел с берегов Эгейского моря. Существует немалое сходство между ним и пеласгийским героем Асклепием, который, подобно убитому Гераклом царю Корону («Вороне»), был вождем фессалийского племени лапифов, избравшего ворону своим тотемом. Асклепий был вороной и по отцовской, и по материнской линии: матерью его считалась Коронида («Ворона»), возможно, некая ипостась богини Афины, которой была посвящена ворона. Отец Церкви Татиан в своем «Слове к эллинам» предположил, что Асклепий мог быть сыном Афины:

«После того как была обезглавлена горгона… Афина и Асклепий поделили между собою ее кровь, и, в то время как он при помощи колдовской крови спасал человеческие жизни, она употребляла ее для убийства и разжигания войн».

Отцом Асклепия был Аполлон, знаменитое Темпейское святилище которого располагалось в царстве лапифов; Аполлону также была посвящена ворона. Аполлон изображается как отец другого Корона, царя сицилийского города Сикиона. Согласно легенде, Асклепий, посвятивший всю жизнь врачеванию, воскресил из мертвых Главка, сына коринфского царя Сизифа, и за это Зевс, возревновавший к его славе, испепелил его перуном. Младенцем он был спасен из пламени, поглотившего его мать и ее возлюбленного Исхия («Мощь»). Точно так же Брана уничтожил его завистливый враг Эвниссиен, товарищ Матолуха, короля Ирландского, которому Бран даровал волшебный котел для воскрешения погибших воинов. Однако в валлийском варианте легенды непосредственно после коронования в пламя бросают и сжигают заживо юношу Гверна, племянника и тезку Брана. Бран же ранен в пятку отравленной стрелой, подобно Ахиллу-минийцу, ученику кентавра Хирона, и самому Хирону, а потом обезглавлен; после смерти голова его продолжала петь и изрекать пророчества. (Ирландский Асклепий носил имя Миах и был убит после второй битвы при Мойтуре своим отцом Диан Кехтом, Аполлоном Целителем, преисполнившимся зависти к его способности врачевать.) Асклепий и Бран были полубогами, имевшими многочисленные святилища, и оба покровительствовали врачеванию и воскрешению. Кроме того, оба они чрезвычайно любвеобильны: Асклепий в одну ночь разделил ложе с пятьюдесятью девами, а Бран совершает подобный подвиг на острове Женщин, одном из трижды пятидесяти островов, где он побывал во время своего знаменитого плавания. Греческая иконографическая традиция изображает Асклепия в сопровождении пса, сжимающим в руке жезл, обвитый вещими змеями.

Страница 34