Размер шрифта
-
+

Белая Богиня - стр. 35

Похищение Аматоном пса и оленя из подземного царства подтверждает ирландскую гипотезу о том, что племена богини Дану пришли из Греции в середине второго тысячелетия до н. э., поскольку существует несколько подобных греческих легенд бронзового века. Например, это миф о Геракле, герое, которому посвящались дубовые ветви и которому его повелитель, царь Микен Эврисфей, приказал похитить у владыки подземного царства адского пса Цербера, а из священной рощи богини Артемиды, что на горе Керинея в Аркадии, – белую лань с медными копытами. Кроме того, среди приключений Геракла числилось следующее. Геракл похитил у Герофилы, дельфийской прорицательницы, отцом которой (согласно Клименту Александрийскому) был Зевс, принявший облик чибиса, а матерью – змееподобная богиня Ламия, треножник, на котором она вещала свои пророчества, но был принужден вернуть его. Среди любимых сюжетов греческого и этрусского искусства можно назвать Геракла, увлекающего из Аида Цербера, и борьбу Геракла со стражем пифии-Ламии, мешающим ему завладеть ланью и треножником. Не стоит думать, будто этим стражем был Аполлон, поскольку в те времена Аполлон являлся не солярным божеством, а вещим героем, обитателем подземного царства. Смысл этих мифов, по-видимому, заключается в том, что попытка заменить в Дельфах культ вещего лавра культом вещего дуба не удалась, однако адепты дуба сумели захватить святилища на Керинейской горе в Аркадии и на мысе Тенар в Лаконии, где большинство мифографов помещают вход в Аид, которым воспользовался Геракл. Другие мифографы полагают, что вход в Аид располагался возле озера Ахерузия в Вифинии (неподалеку от древнего города Гераклеи, нынешнего анатолийского Эрегли) и что там, где на землю упала слюна Цербера, вырос излюбленный ведьмами аконит, содержащий сильный яд, который вызывает паралич и излечивает от лихорадки. Однако этот миф восходит к иному историческому событию, а именно к захвату энетами знаменитого святилища в Вифинии.

Но откуда же взялся пес? Откуда взялся олень? Откуда взялся чибис?

Пес, с которым изображают Асклепия (подобный псу Анубису, спутнику египетского Тота, и псу, сопровождавшему Мелькарта – финикийского Геракла), – это символ подземного царства, а также жрецов-псов, энареев[58], служивших Великой богине Восточного Средиземноморья и участвовавших в содомических оргиях в так называемые собачьи дни, самые жаркие дни августа, когда на небе царит «собачья звезда» из созвездия Большого Пса. Образ пса в «Битве деревьев», как и сходные образы перечисленных легенд, наделен особым поэтическим смыслом, передаваемым краткой формулой «Храни тайну!» – главную тайну, от которой зависит верховная власть правителя. Очевидно, Аматон соблазнил какого-то жреца Брана (существовало ли гомосексуальное жречество, я судить не берусь) и вырвал у него тайну, позволившую Гвидиону угадать имя Брана. Геракл победил Цербера, бросив ему пирог с наркотической начинкой, усыпившей его бдительность; к какому средству прибегнул Аматон, не засвидетельствовано.

Страница 35