Размер шрифта
-
+

Авадхута-гита. Песнь свободы

1

Наиболее полное исследование о Даттатрее представлено в книгах: Antonio Rigopoulos, Dattatreya: The Immortal Guru, Yogin, and Avatara. – New York: State University of New York Press, 1998; Parvathi Kumar Kambhampati. Sri Dattatreya. Visakhapatnam: Dhanishta. 2000.

2

Атма (ātmā, ātman) – «Я», «Я есть», «Я естьность», «Высшее Я», «Абсолют, осознающий Себя», всеобъемлющее духовное начало, поток самоосознания, чистое сознание, единственный субъект, лишённый частей или атрибутов. В современном философском дискурсе ведантическое понимание Атмана корреспондируется с идеями панпсихизма (А. Уайтхед, Г. Стросон, Д. Чалмерс), квантового монизма (Дж. Шаффер), открытого индивидуализма (Э. Шрёдингер и Д. Колак).

3

Śiva – благоприятный, благожелательный, добрый, дружелюбный, дорогой; благополучие, процветание, счастье; конечное блаженство, блаженство; благой, всеблагой (Апте, Монье-Вильямс). Авадхута-гита полностью отходит от религиозного антропоморфизма: Шива – это не существо, а состояние реальности.

4

«Все это есть Атман», – говорится в Чхандогья-упанишаде (7.25.2).

5

Piśāca – род низших деструктивных существ. Панини в своей книге «Aṣṭādhyāyi» описал пишачей как «клан воинов-варваров».

6

Citta – ум, разум, мышление, мысль, сердце, память, психическая активность, ментальная деятельность, рефлексия. Иногда выступает синонимом манаса (ментальности, рассудка) и виджняны (распознавания, ясной мудрости). Однако, если манас специально определён как координатор восприятия, через органы чувств (индрии) и «орган» рационального мышления, а виджняна сопоставляется с «различительным познанием», то читта имеет более обобщённый характер, включая в себя эмоции и память. В йога-даршане читта сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям материи. Она лишь «отражает» свет абсолютного Высшего Я, приобретая тем самым иллюзию собственного сознания. Модификации читты (читта-вритти) – истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), «воображение» (викальпа), сон (нидра) и память (смрити).

7

Rūpa – форма, облик, природа, состояние, проявление, свойство, характеристика, сущность; красивая форма, красота, великолепие.

8

Sama – равное, однородное, похожее, подобное, эквивалентное, идентичное или тождественное; всегда один и тот же, гомогенный, постоянный, неизменный; схожее, одинаковое; полный, целый, весь. В Бхагавад-гите (2.48) йога определена как саматва (уравновешенность, «равностность») – саматвам йога учьяте, а в шлоке 29 девятой главы Кришна объявляет Cебя тем же самым, одинаковым (само'хам) по отношению ко всем существам. В математике однородными считаются такие области пространства, точки которых имеют все свойства совершенно одинаковыми. (см. José A. Ferrari. On the homogeneity of space and time in special relativity. Journal for General Philosophy of Science, 1991, V. 22; Балащенко В. В. и соавт. Однородные пространства: теория и приложения. – 2008; http://vladimirgavryusev.ru/).

9

Samādhi – созерцание, сосредоточение; сознавание, погруженность, внимательность, глубокая медитация; союз, соединение, интеграция; поглощение, созерцательное погружение, целостность; единство с объектом созерцания. [sam (вместе, полный) + ā (здесь, в) + dhi, происходит от корня dhā (поместить, утвердить, удержать и т. п. Или sama, «одинаковость» dhi, «разума» – понимание одинаковости всего]. Хотя формальное определение самадхи возможно, ни одно описание не может полностью раскрыть природу этого состояния, которое выходит за рамки повседневного опыта. Его наиболее фундаментальный компонент – это, несомненно, опыт полного слияния субъекта и объекта; сознание йога сливается с природой созерцаемого объекта и понимает его «изнутри»; эта идентификация сопровождается переживанием красоты мира и осознанности в условиях, когда обычный пространственно-временной континуум временно не воспринимается. [The Yoga-Sutra of Patañjali: A New Translation and Commentary by Georg Feuerstein Ph. D. Inner Traditions. 1989. С. 73]. В Йога Яджнавалкье (10.1—5.) говорится: «Созерцание (самадхи) – это состояние равенства как индивидуального я, так и Высшего Я». Но слова Авадхута-гита революционны: «И зачем стремиться к достижению самадхи, если все едины и свободны по самой своей природе?». Нет никакой необходимости искать свое Я, если человек понимает, что он уже является этим Я.

10

Абсолют – не то, не то. Таков принцип апофатического богословия, заключающегося в созерцании сущности Божественного путём последовательного отрицания всех возможных его определений. Одним из примеров апофатики, являются работы псевдо-Дионисия Ареопагита. Он писал в «Мистическом богословии»: «Всякое познание относится к сущему и им ограничивается. Бог, превышающий всякую сущность, не есть сущее и, следовательно, не может быть познан», «высочайшее познание Бога – то, которое достигается через незнание, путем превышающего разум соединения, когда разум, отделившись от всего сущего и затем покинув сам себя, соединяется с лучами, сияющими горе, откуда и где он просвещается в непостижимой бездне Премудрости» (цит. по В. Лосский. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» Богословские труды. Т. 26. – М.: Из-во МП РПЦ, 1985). Таким образом, «Единый, будучи радикально простым, даже не обладает самопознанием, поскольку самопознание подразумевает множественность». (цит. по Mooney, Hilary Anne-Marie (2009), Theophany: The Appearing of God According to the Writings of Johannes Scottus Eriugena, Mohr Siebeck).

11

Vastu – вещь в целом, объект, вещество, материя, предмет; сущность, природа, природное или существенное свойство.

12

Brahman – Абсолютная Истина, Абсолют, единый, самосущий безличный Дух, вечный неизменный. Происходит от корня bṛh «расширяться, расти, увеличиваться». В Адвайта-веданте Ниргуна Брахман, то есть Брахман без атрибутов, считается абсолютной и единственной реальностью. Осознание, свобода, блаженство – это не свойство Брахмана, а сама Его природа. В Тайттирия-упанишаде (2.1.1) провозглашается: «Брахман – это знание, истина, бесконечность (satyaṃ jñānam anantaṃ brahma)».

13

Sahaja (сахаджа) – естественное, изначально присущее, врожденное, спонтанное. Sahaja – естественность, естество. Состояние чистого существования, Самосущее. У Фасмера: естество́ образовано от 3 л. ед. ч. есть, как существо́ (см.) от русск.-церк. слав. су́щий. Ср. также с понятием цзы жань и у-вэй в китайской философии (цзы жань – кит., буквально, естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя; у-вэй – недеяние, действие в гармонии с естественностью, природой). Понятие сахаджа является одним из четырех ключевых понятий в Натха-сампрадае.

14

Pratibhā – явиться, представить или предложить себя, явиться разуму, казаться; мысль, идея, фантазия, воображение и т. п.

15

Ṣaḍaṅgayogā – состоящая из шести частей (ступеней): асана, контроль дыхания, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. В Майтри-упанишаде (6.18) приводятся следующие шесть частей: пранаяма (регулирование дыхания), пратьяхара (управление органами чувств), дхьяна (медитация), дхарана (концентрация ума на одной идее (пратьяя), тарка (созерцание идеи), самадхи (состояние единства с ментальной репрезентацией (пратьяей, идеей) объекта созерцания).

16

Buddha – осознание, мудрость, пробуждение, понимание, просветление.

17

Три состояния: бодрствующее состояние, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна без сновидений (джаграта, свапна, сушупти). Четвертое состояние – турия; в нем отсутствует субъектно-объектное разделение, это область чистого сознания, лежащая в основе трёх остальных.

18

Vyāpya – то, что может быть местом или местом всеобщего проникновения или неизменно сопутствующей причины или характеристики, проницаемый, пронизываемый, способный сопровождаться любой присущей ему характеристикой. Vyāpaka – пронизывающий, распространяющийся, всеобъемлющий, всепроникающий, распространяющийся повсюду. Vyāpya и vyāpaka могут означать конкретное и универсальное. Конкретное соткано из универсального. Истинное Я не может быть ни конкретным, ни универсальным, так как оба эти определения подразумевают различие, деление и ограничение (ком. http://hinduebooks.blogspot.com). Таким образом, Я не локализованный и не всеобщий, не ограниченный и не безграничный. Я не может быть «освобожденным», поскольку оно никогда не было связано.

19

Gagana – атмосфера, небо, небосвод, небеса и т. д.

20

В словарях Макдонелла, Апте и Монье-Вильямса bodha – понимание, знание, осознание; пробуждение; состояние бодрствования, сознание, мудрость; просветление, бдительность и т. д. Бодха – происходит от глагола будх (пробудиться, осознать, заметить, понять). В текстах веданты бодха рассматривается как процесс, цель и высшее состояние сознания. Бодха – изначальное состояние, в которое возвращаются после пробуждения от сна. В метапсихологии йоги бодха – это высшее состояние осознания без когнитивных искажений и фильтров. (Cм. Meditation: Classic and Contemporary Perspectives edited by Jr. Shapiro. – Aldine Transaction; 2008). Шанкара в Атма-бодхе провозглашает: «Осознание Я – это единственный путь к свободе».

21

В Мундака-упанишаде (3.2.9) говорится: Brahmavid brahmaiva bhavati, «Познавший Брахмана становится Брахманом».

22

dhruva – фиксированный, неподвижный, неизменный, постоянный, длительный, вечный.

23

Здесь вновь говорится о нелокальности и несепарабельности изначальной реальности. В формализме квантовой механики под несепарабельностью квантовой системы понимается неразрывность связи любой части системы со всей системой, невозможность разделить систему на части даже мысленно в теории. (См., например, Bengtsson I; Życzkowski K. «Geometry of Quantum States». An Introduction to Quantum Entanglement. Cambridge: Cam-bridge University Press, 2006; Peres, A. Found Phys (1990) 20: 1441. https://doi.org/10.1007/BF01883517).

24

Vikalpana – ложное представление или предположение, фантазия, воображение, от vikalpa – ложное представление, воображение, иллюзия, мысленный образ, концептуализация, ментальная конструкция (иллюзия, что семантическая конструкция реально существует); разнообразие, многообразие. (ср. в Йога-сутрах: «Воображение – это познание, проистекающее из слов, не соответствующих реальному объекту» 1.9; 1.42). Нирвикальпа – это состояние, в котором исчезает подобное многообразие, варианты и т. д. Если Целое неделимо, то и нет никаких частей. Множественность единства – мнимость. У Гаудапады викальпа синоним майи. (Jones, Richard H. Gaudapada: Advaita Vedanta’s First Philosopher. – New York: Jackson Square Books, 2014. С. 132). Викальпа – концептуализация без объекта (реального) – зависит от лингвистической концепции и варьируется от мечтаний до абстрактного мышления и включает в себя все формы фантазии в том числе художественный вымысел. В отсутствие чувственных данных ум продолжает формировать концепции, образы и проецировать их на реальность. У Барта и Бодрийяра – «язык абсолютно тоталитарен, язык программирует нас, наше мышление и любую нашу коммуникацию… он диктует реальность». В моделях квантовой механики Х. Эверетта, Г. Стаппа и М. Тегмарка мультивселенные, хотя и проявляются, но не фундаментальны, и представляют собой вероятностную манифестацию единого квантового поля (см., Mohrhoff, U. Quantum mechanics and the manifestation of the world. – Quantum Stud.: Math. Found. (2014) 1: 195. https://doi.org/10.1007/s40509-014-0017-3).

25

Yogin – тот, кто практикует йогу, тот, кто пребывает в йоге, в созерцании, святой, подвижник и т.д.; тот, кто устремлен к высшим состояниям сознания, к единству с Высшим, используя различные практики; последователь философской системы йоги; тот, кто обладает сверхъестественными силами, пребывает в связи, единении с чем-то; эпитет Вишну, Шивы и т.д.

В переводах транскрибируется как йогин, йог, йоги.

26

Вар.: «Все пустота безпустотности».

27

Svabhāva – собственное состояние или состояние бытия, естественное состояние или конституция, врожденная или присущая склонность, природа, побуждение, спонтанность; собственное бытие или собственное становление.

28

Здесь говорится о Брахмане в терминах процесса. Он причина движения и покоя всего.

29

Sārātsārataraṃ – лучший из всех. Sārat – лучшее, самое ценное, ценность.

30

Avayava – член, часть, компонент. Avayavanirmuktaṃ – свободный от разделения на части, неделимый.

31

Tridaśā – божества, боги (30 – это округление числа 33. А 33 божества – это двенадцать Адитьев, восемь Васу, одинадцать Рудр и два Ашвина (см. указание в словаре Монье-Вильямса на Ригведу 9.92.24).

32

«Все, чего человек хочет, – это обретение Целостности, но все, что он делает, это боится её и сопротивляется ей (поскольку она подразумевает смерть его отдельной самости). (см. Кен Уилбер Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М.: «АСТ», 2004).

33

Vṛtti – деятельность, активность, функция, процесс, функционирование; состояние, модификация; видоизменение; вращение, колебание, волнение, флуктуация; способ существования, естество, предрасположенность; бытие или проявление в. Происходит от vṛt (действовать, существовать, вращаться и т. п.). В Йога-сутрах (1.2.) говорится: «Йога – это контроль видоизменений ума» (yogaś-citta-vṛtti-nirodhaḥ). Вритти описаны в сутрах 1.6. как основные когнитивные процессы (достоверное познание, ложное знание, воображение, глубокий сон и память). Ряд исследователей рассматривают вритти в терминах процесса: «Они являются действиями, функциями или процессами, а не продуктом, хотя эта деятельность и её продукт тесно и по существу связаны между собой. Для концепции санкхьи вритти – фактически модификации ума, поскольку он принимает форму объекта, который он воспринимает. Однако в „Йога-сутрах“ вритти больше соответствует процессу, деятельности, функции ума. Концепция вритти в санкхье была позже принята Ведантой». [Fernando Tola, Carmen Dragonetti. Yogasūtras de Patāñjali. Barral Editores. 1972. С. 40—41].

34

Махат-таттва. В результате нарушения равновесия гун сначала из протоматерии (прадханы) появляется буддхи-таттва (или махат), затем ахамкара-таттва и манас-таттва.

35

Pūrṇa – полный, совершенный, законченный, всесовершенный; полнота, целостность; изобилие; всё; богатый.

36

Ālambana – основа, поддержка, фундамент, прибежище; Самадхи – это единство с объектом медитации. Нет никакого различия между актом медитации и объектом медитации. Самадхи бывает двух видов: с и без поддержки объекта медитации.

37

Метод заключается в том, чтобы сделать сознание постоянно сосредоточенным на одном объекте. Но объект концентрации должен выбираться тщательно. Новичок выбирает грубый объект. Когда он удерживает его во в внимании постоянно в течение некоторого времени, его ум становится тонким и устойчивым. Затем выбирается для концентрации тонкий объект. Постепенно он достигает высокого состояния концентрации, но в его сознании все ещё остаются некоторые различения, есть осознание себя в качестве концентрирующегося, объекта концентрации и процесса концентрации. Дальше даже эти различения исчезают. Объект концентрации растворяется, и остается только чистое недифференцированное Сознание, Абсолют. (ком. Свами Четананды к Авадхута-гите). В йога-даршане различаются савитарка-самадхи, в которой ум сконцентрирован на грубом объекте медитации, савичара, в которой ум сконцентрирован на тонком объекте медитации, не воспринимаемой чувствами, но посредством умозаключения. Асампраджната-самадхи, также называемая нирвикальпа-самадхи и нирбиджа-самадхи – это медитация без объекта, которая ведет к познанию Атмана.

38

Antarāla – промежуточное пространство, интервал; внутренняя или средняя часть, окружающий воздух или пространство, атмосфера, небеса, самое сокровенное, тайное, скрытое, эзотеричное.

39

Viparyaya – ошибка, неправильное понимание, искаженное восприятие, ошибочное познание; перевернутый, извращенный, искаженный; противоположный. Один месяц, но его отражения в разных источниках воды многочисленны. Воспринимать отражения как реальный месяц – ошибка или глубинное когнитивное искажение. Также и вся вселенная – лишь одно из отражений.

40

Sarvaga – всеохватывающий, вездесущий, универсальная душа, дух, душа, имя Брахмана, имя Шивы. (см. словарь Монье-Вильямса).

41

Dṛḍhabodhaśca dhīra: dṛḍha – устойчивый, решительный, настойчивый, фиксированный, твердый, сильный, решительный. dhīra – умный, мудрый, умелый, сведущий; устойчивый, твердый, прочный, долговечный, постоянный, сильный, настойчивый, самообладающий, решительный, с твердой решимостью или целью. Bodha – знание, понимание, осознание, бодрствование, пробуждение, бодрствование, сознание.

42

В Бхагават-гите говорится, что последняя мысль умирающего человека определяет его будущее существование: «Тот, кто покидает тело, думая о каком-то существе, в это существо и воплотится, о сын Кунти» (Бх. г. 8.6).

43

Vikalpavarjana – избавление (отказ, отбрасывание) от викальп. Викальпа – воображение, фантазия, концепция, ментальная конструкция.

44

Букв.: он не увидит утробы (гарбха).

45

Сакральные геометрические образы, используемые в поклонении и медитации.

46

Ряд переводчиков слова «na śāmbhavaṃ śāktikamānavaṃ» истолковывают как три вида посвящения, другие – как три упайи (практики или средства освобождения) – śāmbhava-upāya, śāktika-upāya и āṇava-upāya. (см. Christopher Wallis. Tantra Illuminated: The Philosophy, History, and Practice of a Timeless Tradition. – Mattamayura Press, 2013). Свами Четананда перводит: «который не произошёл ни из Шивы, ни из Шакти, ни из Ману». Kannoo Mal переводит: «который не характеризуется принадлежностью к секте Шивы или Шакти». Так как в данных стихах перечисляются различные практики и методы, которые не имеют никакого значения, для достигшего Атмана, то слова «piṇḍa», «rūpa», «padā» также переводятся в этом же контексте. Ārambha – начало, церемониальное начало поклонения. Niṣpatti – завершение религиозных обрядов. Ghaṭa – кувшин, глиняный сосуд для воды; ghāṭa – каменное ступенчатое сооружение, служащее для ритуального омовения и/или как место кремации. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек Индии; ghaṭā – усилие.

Страница notes