Размер шрифта
-
+

Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы - стр. 6

.

Колин Родез, продолжая давать дефиниции понятия искусству аутсайдеров, обращается к истории феномена, а именно к рождению термина «ар брют», в общих чертах рассказывает о процессе поисков Жана Дюбюффе и появлении коллекции ар брюта в швейцарской Лозанне. Далее в тексте словарной статьи приводится описание замысла Дюбюффе: «Мы понимаем под этим термином работы, созданные людьми, не задетыми художественной культурой, не мимикрировавших в нее. […] Эти художники получают все […] изнутри, а не из конвенционального классического или современного искусства. Мы являемся свидетелями совершенно чистого художественного высказывания, сырого, грубого и полностью “заново изобретенного” только с помощью собственных внутренних импульсов художников»[24].

Терминологический поворот от ар брюта к аутсайдерскому искусству описывается как введение Роджером Кардиналом в 1972 году англоязычного эквивалента французскому термину. В 1980-е годы происходит расширение термина «аутсайдерское искусство», чтобы охватить больший круг феноменов современного народного и маргинального искусства. Также в данной статье «Британники» указывается, что это расширение термина оказалось особенно важно для Соединенных Штатов, где многие тенденции искусства отражали расовые, религиозные, локальные истории и были сформированы вне явления классического ар брюта[25]. Эти тенденции, известные как «популярная живопись», «современное примитивное искусство», «искусство самоучек» (self-taught art), «современное народное искусство», стали видимой, легитимной частью художественного процесса в США еще в 1930-е годы. Также важно отметить, что автор статьи Колин Родез называет в качестве художников аутсайдерского искусства Горация Пиппина, Джона Кейна, Уильяма Эдмондсона и Морриса Хиршфилда, которые далеки от классических характеристик ар брюта, подразумевающих компонент ментальной патологии или критически маргинальных, изолированных от общества индивидов. Названные американские художники, скорее, ближе к направлению наивного видения, нежели к тем мастерам, чья творческая сила заключалась в некоторой предполагаемой невинности и подлинности, сопоставимой с европейскими «художниками Святого Сердца», такими как Серафин Луис и Луи Вивин[26].

Позже к этому кругу мастеров были присоединены и другие художники, намного более близкие к определению ар брюта, данному Жаном Дюбюффе, например Джозеф Йокум, Минни Эванс, Билл Трэйлор, Джеймс Касл и Генри Дарджер. Более того, в конце ХХ века более расширенный характер термина «аутсайдерское искусство» был связан с включением в этот круг таких художников, как Джудит Скотт (глухой человек с болезнью Дауна) или Дуайт Макинтош (когнитивный инвалид)

Страница 6