Размер шрифта
-
+

Арт-терапия с объектами, или Постановки на предметах - стр. 5

Благодаря найденным и старым предметам клиент уже не боится быть неумелым, он чувствует себя более уверенно.

Могут использоваться также элементы, не имеющие определенной формы: целлофан, глина, ткань, песок, проволока, земля, веревка, рыболовная сеть. Форма тогда будет создана с помощью лепки, соединения и фиксации элементов разными способами, заполнения ими определенного пространства.

Так клиент учится видеть в окружающем мире то, что откликается его внутренним переживаниям, что помогает самопознанию.

Творение композиции с предметами происходит за счет создания своеобразной авторской продукции, связанной с предпочтением предметов, их расстановкой и приданием им новых значений и смыслов (рефреймингом).

Дети, например, если на коробках нет никаких изображений и надписей, проецируют на них наиболее близкие и интересные им темы и представления. Они пытаются представить себе, что можно было бы создать из коробок, и психотерапевту остается лишь наблюдать за их игрой, пытаясь увидеть в ней проявления фантазий, проблем и потребностей. Так, например, один ребенок представляет коробку автобусом, на котором едет домой. Домом является другая коробка. Лишь после того как ребенок «приезжает домой», он может быть готов включиться в психотерапевтическую работу.

Именно использование метафоры дает клиенту внутреннюю свободу. Каждая метафора включает несколько смыслов, и можно найти тот, что сейчас наиболее важен.

Клиент отдает предпочтение тем объектам, на которые он может спроецировать свой опыт, и использует их, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Эта символическая игра позволяет остаться на безопасном расстоянии от проблемы. Меняется внутренний опыт клиента, он становится «режиссером» разыгрываемой драмы. Он перестает быть жертвой, обретает уверенность и активность.

Игра представляет собой один из основополагающих факторов организации психических процессов. Иными словами, она упорядочивает наше мышление и чувства.

По П. Слейду (Slade, 1995), личностные игры предполагают вовлечение в игровую деятельность всей личности, которая «включается в процесс физически, эмоционально и духовно и берет на себя полную ответственность за все происходящее. Кукла или иная игрушка уже не могут далее жить жизнью человека – теперь он сам выходит на сцену и начинает самостоятельно творить на ней свою жизнь».

Игровой потенциал арт-терапии с объектами основан на следующих возможностях: игра снимает болезненное внутреннее напряжение, фрустрацию, повышенную тревожность, смягчает чувство недоверия к миру, враждебность к окружающим и аутоагрессивные тенденции, развивает творческий потенциал, корректирует поведенческие проблемы.

Страница 5