Размер шрифта
-
+

Арт-терапия с объектами, или Постановки на предметах - стр. 2

В некоторых источниках объекты называются «хламом», который приносят сами участники (коробки, старые ткани, газеты, шерсть, веревки, проволоку и т.п.).

В дело идут любые материалы. Так арт-терапевт и драма-терапевт С. Дженнингс (Jennings, 2003) пишет: «В моем кабинете много разнообразных игрушек и небольших вещиц, а также множество всяких емкостей, в которых находятся разнообразные предметы. Это могут быть раскрашенные коробочки, консервные банки, на которых изображен какой-нибудь рассказ в картинках, плетеные корзины разных размеров. Все эти предметы способны послужить отправной точкой для некоторых пациентов. Может случиться так, что цвет, форма или сценка привлечет их внимание – и драма раскроется».

Каждый арт-терапевт выбирает из всего многообразия объектов наиболее привычные. «Объекты» из текстиля очень удобны в обращении. Как и с картинами с ними можно вступать в диалог и продолжать их изменять, но в отличие от картин, «объекты» можно трогать, мять, выворачивать, открывать, можно заглядывать в них, а иногда, и залезать вовнутрь. Во время созидания, творения «объекта» в человеке происходит столько изменений, человек делает столько открытий, что этот новый опыт требует большего времени для «переваривания» и самостоятельного (без помощи терапевта) осознания.

Потенциал творчества с предметами в психотерапии характерно описан С. Нахмановичем (Nachmanovitch, 1990): «Что может спасти нас, так это знание, что истинное творчество подобно созданию коллажа, собиранию композиции из весьма забавных старых предметов, которые мы имеем под рукой, включая коллекцию наших забавных, старых идентичностей».

Следует отметить, что арт-терапии с объектами обладает тремя главными достоинствами арт-терапии:

Метафоричность. Искусство является метафорой, выражающей чувства человека. Значит, каждая работа, которую делает клиент в арт-терапии, будет метафорой его жизни.

Триадичность. В процессе арт-терапия возникает триада «психолог – продукт творчества – клиент», благодаря чему клиент может диссоциироваться от проблемы.

Ресурсность, в том числе благодаря использованию в техниках потенциала правого полушария.

1. 2 Истоки арт-терапии с объектами

Марсель Дюшан первым попытался предложить найденные объекты в качестве произведений визуального искусства. Самые известные его «готовых изделий» – это «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), которую он просто приобрел на рынке, и «Фонтан» (1917) – обыкновенный писсуар. Представляя найденные предметы произведениями искусства, он не только удивлял публику, но и по-своему реализовывал важный для изобразительного искусства принцип копирования и творческого преобразования реальности.

Страница 2