Арт-терапия с объектами, или Постановки на предметах - стр. 6
Благодаря игре и дети, и взрослые становятся более смелыми. Вооруженные новыми моделями поведения, являющимися продуктом экспериментов по отработке различных жизненных стратегий, люди выходят в реальный мир, готовые встретиться с испытаниями: практическими, эмоциональными или теми и другими одновременно. Смелость дает возможность смотреть на мир с открытыми глазами и, как полагает Р. Мэй, является обязательной спутницей творчества: «Творческая смелость предполагает способность открывать новые формы, новые символы, новые паттерны, на основе которых может быть создано новое общество».
Для ребенка, так же как и для взрослого, игра является мастерской, лабораторией, студией – тем местом и временем, где может проявиться воображение, облегчающее творческое восприятие жизни.
Во время игры клиент, как и ребенок, энергичен и инициативен. Эта позиция противоположна той, в которой он является объектом манипуляции, благодаря чему клиент освобождается от беспомощности.
Играя, клиент попадает в абсолютно комфортное и безвредное пространство. Он понимает, что способен на многое, в том числе – быть таким, каким не разрешал себе быть в реальности. Игра дает колоссальный ресурс в выборе собственной стратегии, свободу мысли, а значит и множество вариантов действий. Игра сама по себе предполагает нахождение принципиально новых стратегий, форм поведения, она не мирится со стереотипами и паттернами. В игре человек может быть кем угодно.
«Я предложил теорию, – пишет Э. Эриксон (Erikson, 1965), – согласно которой детская игра выступает в качестве инфантильной формы человеческой способности, освоения новых форм опыта путем моделирования различных ситуаций и постижения реальности путем эксперимента и планирования».
Кроме того, и игра содержит чисто терапевтический элемент: можно все (или почти все), требуется нестандартность, неожиданность, оригинальность, человек свободен – пусть хоть на короткое время – от обычно положенных для взрослого человека в обычной жизни форм поведения. Он сейчас ребенок: он может чего-то не знать, не уметь, он имеет право на ошибки и на поиск, он ничем и никем не ограничен, он не знает, что такое «положено» и «не положено», он имеет право на удовольствие, он не осуждаем другими.
Д. В. Винникотт (Winnicott, 1971) пишет: «Игра связана с доверием и осуществляется в том пространстве, которое… пролегает между ребенком и матерью… Игра связана с переживанием чувства удовлетворения, и это справедливо даже в тех случаях, когда она сопряжена с тревогой… Она возбуждает и связана с проявлением закона случайности… поскольку предполагает взаимодействие субъективного и объективного… В игре и только в игре как ребенок, так и взрослый могут проявить свое творческое начало и реализовать возможности, и лишь проявляя свое творческое начало, человек становится личностью».