Архитектура даосизма
1
Учение о сокровенном (сюань сюэ) – философское течение, представляющее собой совокупность даосизма и конфуцианства, на которое также повлияли философская «школа имен» и буддизм. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания редактора.
2
Одно из значений слова «мяо» – «дворцовый зал». – Примеч. пер.
3
Лао-цзы (V–VI вв. до н. э.) – философ, основопложник даосизма, автор основоплогающего даоского канона «Дао дэ цзин». В даоских школах почитается как божество, один из Трех Чистых.
4
Всходя на престол, китайские императоры принимали собственный девиз правления, обычно состоявший из двух иероглифов и означавший некий благой принцип. Часто девиз правления используется для обозначения личного имени императора и времени его правления.
5
Воротами шаньмэнь назывались арки, используемые как главные ворота монастырей; общее название подобных арок – шаньмэнь – переводится как «горные ворота». – Примеч. пер.
6
Здесь и далее возле имен императоров указываются годы их правления.
7
Хуан-Лао – синкретическое учение, популярное в конце периода Сражающихся царств и в ранние годы эпохи Западная Хань. Название составлено из имен Хуан-ди и Лао-Цзы. Адепты этого учения рассматривали принцип недеяния (у-вэй), содержащийся в «Дао дэ цзин», как основу политической практики по воссозданию «совершенного правления» времен легендарного Желтого императора.
8
Цзоу Янь (305–240 гг. до н. э.) – философ, географ и историк; наиболее выдающийся представитель школы иньян цзя, пользовавшийся большим авторитетом не только в ученых кругах, но и у правителей своего времени. Все сочинения Цзоу Яня утеряны, однако его взгляды сохранились в работах других авторов.
9
Небесный мандат – легитимация правящего режима, основанная на культе Неба, своего рода государственная религия. В Древнем Китае верили, что Небо дарует правителю право на верховную власть – «небесный мандат».
10
Восстание «Желтых повязок» (184–204) – инициатором народного восстания была школа Тайпиндао, оно стало одной из причин падения империи Хань.
11
Территория современной провинции Сычуань. – Примеч. пер.
12
Талисманная вода (фушуй) – вода, которую смешивали с сожженным талисманом-фу. Считалось, что такая вода обладает целебнами свойствами. – Примеч. пер.
13
Цао Цао (155–220) – государственный деятель, полководец и министр последнего правителя империи Хань. Бо’льшую часть жизни провел в войнах, основал царство Вэй, занимавшее Центральный и Северный Китай, и провозгласил своего сына, Цао Пи, императором.
14
Идеологией служилого сословия считалось конфуцианство. Представители этого сословия, сдавшие экзамены-кэцзюй (преимущественно на знания конфуцианской классики), получали право занять чиновничью должность.
15
Сыма Цянь (ок. 135–86 гг. до н. э.) – ученый, историограф, писатель, астроном. Автор «Ши цзи» – монументального труда, описывающего историю Китая от легендарных основателей государства до современной Сыма Цяню эпохи.
16
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. с кит. и комм. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина; под ред. А.Р. Вяткина. 2-е изд. испр. и доп. М.: Вост. лит., 2003. Т. 2. С. 256.
17
Ци – одна из основных категорий китайской философии, которая выражает идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции.
18
Черепашьи панцири использовались в гадательных практиках начиная с эпохи Шан-Инь (XVI–XII/XI вв. до н. э.). – Примеч. пер.
19
Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. с кит., комм., предисл. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. С. 259.
20
Три императора (Трое Августейших) – мифологическая триада, представление о которой сложилось в Китае к IV веку до н. э.; собирательный образ идеальных правителей и культурных героев древности, стоявших у истоков цивилизации. Согласно наиболее распространенной версии, к ним относят Тайхао, получивший титул Фуси, Янь-ди, получивший титул Шэньнун, и Хуан-ди («Желтый император»), получивший титул Сюаньюань.
21
Имеются в виду эпохи Западная Цзинь (265–316) и Восточная Цзинь (317–420).
22
Ван Фу (76/85–157/167) – философ-конфуцианец, писатель, политический мыслитель и социальный критик.
23
Духовная природа-син в системе плавильных практик внутренней алхимии – это все, что относится к сфере духовной жизни. Физическая сущность-мин – это все, что касается жизнедеятельности физического тела. Син и мин необходимо совершенствовать в паре, их нельзя разделять или уделять внимание чему-то одному. – Примеч. пер.
24
Чжэньу («Истинный, или Совершенный воин») – даоское божество, первоначально (в период Сражающихся царств) известное под именем Сюань-у («Темный воин»). В 1012 г., во время правления императора Чжэнь-цзуна (998–1022), который был убежденным сторонником даосизма, Сюань-у был переименован в Чжэньу. «Владыкой Севера» его стали называть в результате слияния его образа с образом одного из легендарных «Пяти императоров» – первых правителей Китая.
25
Сегодня монастырский комплекс полностью восстановлен. – Примеч. пер.
26
То есть одновременное совершенствовании «внутренних» (формообразующее начало-цзин, энергетическое-ци и духовное-шэнь) и «внешних» человеческих факторов (имеющие физическую форму органы и ткани человеческого организма). – Примеч. пер.
27
Согласно понятийному аппарату внешней алхимии, это некое приспособление, «сосуд», в котором вываривались ингридиенты алхимического снадобья, которое со временем стало ассоциироваться с плавильными процессами внутренней алхимии.
28
Даоцзюнь («Праведный владыка», или «Владыка Дао») – почтительное название главных святых в иерархии даоских бессмертных. – Примеч. пер.
29
Лунмэньпай – наиболее крупное направление в рамках даоской школы Цюаньчжэньдао. Школа исповедовала строгие моральные устои, практиковала медитацию и внутреннюю алхимию. Включала в свое учение элементы буддизма и конфуцианства. Основателем школы, по преданию, был даоский патриарх Цю Чуцзи (Цю Чанчунь), знаменитый своей миротворческой миссией в ставку Чингисхана. Глубоко впечатленный его проповедью, Чингисхан, по легенде, пожаловал школе Лунмэньпай монастырь в Пекине, до сих пор остающийся главной официальной резиденцией основных даоских организаций Китая.
30
Подробнее см.: Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб.: Лань, 1998. С. 324.
31
Император Тай-цзу в конце эпохи Юань создал в Пекине Центральное даоское управление из-за коррупции среди даоских монахов, оно подчинялось министерству ритуала. Даоские управления также были образованы в округах, областях и уездах. Подробнее см.: История китайской цивилизации: в 4 т. / Гл. редколл. Юань Синпэй [и др. ]; пер. с кит., под ред. И.Ф. Поповой. М.: Шанс, 2020. Т. 4. С. 324.
32
Сян Эр – предположительно имя некоего бессмертного.