Размер шрифта
-
+

Архитектура даосизма - стр. 13

. Он выступал за единство «трех учений» – даосизма, конфуцианства и буддизма. В трактате «Дадаолунь» («О Великом Дао») он пишет: «Конфуцианство следует правильному пути и приносит пользу миру. Буддизм познал истинный путь и пробуждает мир. Даосизм хранит путь и совершенствует людей <…> Идущий по пути лишь постигает природу вещей по мере своих возможностей, это приводит к жизни – и только». Он делал акцент на скромности, придерживался идеи внутреннего самосовершенствования. Разработанные им учение и практика были очень схожи с догматикой учения Цюаньчжэньдао.

Минский император Ши-цзун (1521–1567) был убежденным последователем даосизма; на всей территории дворца были установлены алтари, где император молился о вечной жизни. Скончался он, отравившись изготовленной даоскими мастерами пилюлей бессмертия. После этого даосизм утратил свое влияние при дворе и в стране, а развитие даоской религии остановилось.

В конце эпохи Мин – начале Цин даоский мастер подшколы Лунмэньпай Ван Чанъюэ (1522–1680), стремясь восстановить пришедший в упадок даосизм, выдвинул идею, что главной формой самосовершенствования должно стать соблюдение заветов. Он шесть раз собирал последователей в пекинском монастыре Байюньгуань («монастырь Белых облаков»), где истолковывал новые принципы: главным в самосовершенствовании стало строгое соблюдение религиозных заветов и предписаний, а не изготовление пилюли бессмертия. Изначально все даоские мастера стремились к достижению бессмертия, но Ван Чанъюэ фактически отказался от прямого следования этой установке, а практику самосовершенствования представил как учение о моральных качествах.

В правление Цин государственной религией стал буддизм, и даосизм вновь остался без поддержки верховной власти. При императоре Цяньлуне (1735–1796) было запрещено проповедовать последователям школы Чжэнъидао; при Даогуане (1820–1850) прекратили давать высочайшие аудиенции даоским наставникам. Упадок даосизма стал к тому времени исторически неизбежным.

Суть даосизма

Название «даосизм» происходит от понятия Дао, являющегося основной категорией даоской философии. Даосизм исповедует недеяние и безмятежность, «вскармливание жизни» и самосовершенствование. Считается, что через самосовершенствование человек может вернуться к своим истокам, к состоянию новорожденного ребенка, и жить вечно, став бессмертным небожителем.

В трактате «Дао дэ цзин» Дао понимается как суть всех «десяти тысяч вещей» во вселенной, как ее управитель. В раннем даоском сочинении «Тайпин цзин» сказано: «Что такое

Страница 13