Архитектура даосизма - стр. 14
Глиняные статуи на утесе Юйсюй горы Уданьшань
Даоский пантеон сложен и многогранен: в него входит великое множество почитаемых небожителей, причем в разных храмах поклоняются разным божествам. На утесе Юйсюй некогда было собрано пятьсот статуй даоских святых, но до наших дней сохранилось лишь несколько десятков. Статуи святых выполнены в реалистичной манере, свойственной даоской скульптуре, потому выглядят как живые. Они представляют собой выдающиеся произведения искусства.
В сочинении Чжан Даолина «Лао-цзы Сян Эр чжу» («Комментарии Сян Эр[32] [к трактату] Лао-цзы») также подчеркивается, что Дао – это начало всех вещей, Неба и Земли: Дао – это то, что «находится за пределами Неба и Земли», «обращается среди тел», «рассеивает форму и становится энергией-ци, собирает форму и становится Верховным Владыкой». В сочинении «Тайшан лаоцзюнь шо чан цинцзин цзин» («Канон Высочайшего Владыки Лао о неизменной чистоте и покое») сказано: «Великое Дао, не имея формы, рождает Небо и Землю; не имея чувств, приводит в движение Солнце и Луну; не имея имени, вскармливает все десять тысяч вещей. Мы не знаем его имени, обозначая его, зовем его Дао».
Во всех даоских школах было принято положение, что главным даоским каноном является «Дао дэ цзин», родоначальником даосизма считается Лао-цзы, а Дао рассматривалось как основа всех вещей, существующих во вселенной. Постепенно смысл понятия Дао расширился, оно стало персонифицироваться: Лао-цзы трансформировался в вездесущее Небесное божество.
Во многих даоских канонах сказано, что глава даоского пантеона, Верховный владыка, – это «Повелитель Великого Дао, родоначальник и глава десяти тысяч учений. [Он] находится за пределами великого отсутствия, берет свое начало из беспредельного, пронизывает [собой] Небо и Землю, и невозможно именовать [его]. Он кончается в беспредельном и иссякает в неисчерпаемом».
В каноне «Тайшан лаоцзюнь кай тянь цзин» («Высочайший Владыка Лао раскрывает небо») излагается даоская концепция возникновения мира: «В самом начале, когда не было ни Неба, ни Земли, ни форм, ни образов, лишь наш Владыка Лао существовал в непостижимой пустоте, за пределами иллюзорного и безмолвного. Затем [пространство] за пределами восьми сторон постепенно стало разделяться, опустившись вниз, стало глубоким и сокровенным. Так наступила эра Великого Начала [возникновения мира]. Затем в Великом Начале одно стало отличаться от другого, и так появился Изначальный Хаос». Вслед за различением чистого и мутного утвердились образы и появились формы. Сначала были Небо, Земля, Солнце и Луна, и это было Первоначало. Великий Владыка Лао взял лучшее от Неба и Земли, и, соединив их, создал человека. И только тогда появилось три начала (Небо, Земля и человек. –