Архитектура даосизма - стр. 4
Вид на храм Бисяцы на горе Тайшань
Храм Бисяцы («храм Лазоревых облаков») расположен в конце дороги Дунтяньцзе, идущей от ворот Наньтяньмэнь («Южные Небесные врата»). Этот величественный архитектурный ансамбль, вписанный в горный ландшафт, выстроен на склоне горы, недалеко от обрыва под пиком Тайшань. Храм начали строить на второй год правления под девизом Дачжун-сянфу императора Чжэнь-цзуна (1009)[4]. Он назывался также Юаньцзюньмяо («храм Небожительницы»), а в древности был известен как храм Юйнюйцы («храм Нефритовой девы»). Если посмотреть на храм Бисяцы сверху, то можно увидеть изящные терема, сверкающие золотистым яшмовым блеском подобно небесным чертогам бессмертных. На горе Тайшань расположено три храма Юаньцзюньмяо: Бисяцы считается верхним храмом, монастырь Хунмэньгун («монастырь Красных врат») – средним, а монастырь Линъингун («монастырь Чудесного действия») на горе Хаолишань – нижним. Площадь всего комплекса составляет 2900 м>2. Ворота шаньмэнь[5] в его центральной части разделяют весь комплекс на два двора: передний и задний.
Рассказы о магических способностях даоских бессмертных также уходят корнями в глубокую древность. Уже в период Сражающихся царств упоминались «священные горы с монастырями бессмертных» и идея «единства души и тела». Немало текстов доциньской эпохи, такие как «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», сообщают о бессмертных подвижниках, о царстве небожителей, о чудодейственных эликсирах. В «Трактате об искусстве и литературе» из «Хань шу» («История [эпохи] Хань»), повествуется о колдовских ритуалах, рецептах лечебной магии, искусстве ритуального соития и о четырех видах бессмертия. Впоследствии все это было унаследовано даосизмом и получило развитие в искусстве сохранения молодости, поисках рецептов приготовления эликсира бессмертия, техниках управления дыханием, искусстве «плавления киновари» как основе алхимической практики и в других традициях.
В начале эпохи Западная Хань императоры Вэнь-ди (179–157 гг. до н. э.)[6] и Цзин-ди (156–141 гг. до н. э.) управляли Поднебесной, следуя концепции «недеяния» из учения Хуан-Лао[7], которое в то время, скорее, служило руководством по управлению государством. Ко времени правления ханьского императора У-ди (141–87 гг. до н. э.) последователи учения придумывали себе разные титулы, формируя свою доктрину. В дальнейшем учение Хуан-Лао стало еще одной концепцией даоской религии.
Однако и описанные выше верования, и почитание бессмертных, и поиски рецепта бессмертия, и учение Хуан-Лао были все еще лишь прообразами религии, а не полноценным вероучением.