Размер шрифта
-
+

Золотой век человечества – что было, то и будет. Психологическое исследование - стр. 54

(или, по Достоевскому, заложить «атом лжи») в душах людей. Соблазнить их обещанием чего-то лучшего, подсказать, что вы, мол, и сами с усами и сможете без оглядки на Бога достичь большего – например, с помощью собственного разума, через познание. Учитывая сложность внутреннего мира человека, в нем могли найти благодатную почву и такого рода подсказки. Кроме того, не исключено, что появлению негативных тенденций в психической жизни способствовало и накопление к этому времени типичной для человека неудовлетворенности любой стабильностью, даже той, которая обеспечивает неизменное благополучие.

Начавшееся духовное опустошение привело к резкому расслоению людей – на тех, кто погряз в роскоши, и тех, кто оказался обреченным на нищету и бесправие. В первую очередь порочность овладела имеющими власть, а затем, подобно эпидемии, стремительно распространилась на абсолютное большинство людей. Богу места в их душах уже не оставалось, и Он был вынужден покинуть людей.

Великий Б. Паскаль, якобы от имени Бога, так описывает эту ситуацию: «Я создал человека святым, безгрешным, совершенным, исполненным разумения и света… Но он не выдержал причастности к такой славе и впал в грех самонадеянности. Возжелал стать средоточием своего бытия, независимым от Моей помощи… возжелал найти блаженство в себе самом, и тогда Я покинул его… Вы нынче не те, какими были сотворены» (выделено нами. – В.П.) (106, 177).

Радикально изменились жизненные приоритеты людей. Главным для них стало происходящее во внешнем мире. В итоге появилась нарастающая диспропорция, своего рода ножницы между внутренним и внешним развитием. Внимание к состоянию и совершенствованию духовного мира стремительно сокращалось под напором заботы об улучшении условий жизни и удовлетворении физических (плотских) потребностей. По словам апостола Павла, началось удаление от райского состояния и нисхождение в сферу материального бытия – к жизни в угоду тварному естеству и социальным установлениям. Растущие успехи во внешнем творчестве, в свою очередь, усиливали эту диспропорцию, наполняя людей самомнением, гордыней и вытесняя понимание своей беспомощности без поддержки Бога.

«Они слишком много уповали на себя и мало на Бога».

Апостол Павел

Главный вопрос бытия – вопрос его смысла – был пересмотрен в пользу стремления добиться как можно большего во внешней жизни, по максимуму проявить свои возможности в ней, возвеличить себя реализацией земных проектов. Разбухание значимости внешне видимых свершений (по Бергсону, «внешнего тела») неизбежно вело к оскудению внутреннего потенциала

Страница 54