Золотой век человечества – что было, то и будет. Психологическое исследование - стр. 53
Однако такие предпосылки были, но они остались вне зоны внимания археологов. Функциональному падению процветающих сообществ предшествовала принципиальная трансформация базовых ценностей образующих это сообщество людей. Качества, базирующиеся на родственной близости с божественным началом жизни, вытесняются на второй план. Потребности людей и их отношения между собой начинают определяться не любовью и добродетелью, но стремительно обостряющимся соперничеством, как следствие, завистью, насилием, агрессивностью.
Например, рисунки народов Нового Света, созданные в последние перед приходом испанцев столетия, показывают не мирное сосуществование людей, но сцены сражений, убийств, изощренных пыток. На них – вырванные у еще живого человека внутренности, извлеченные трепещущие сердца. И это уже не ритуальное жертвоприношение богу, освященное верой в высшее начало жизни и свидетельствующее о готовности людей поддерживать с ним связь – даже с помощью столь дикого, по нашим понятиям, способа выражать ему свою верность. Это – переход к примитивной кровавой мести людей и племен по отношению друг к другу, удовлетворению самых низменных инстинктов; переход к жизни по принципу «око за око, зуб за зуб», неизбежно связанной с нарастанием экспансии. Будто продуманная кем-то система войн и насилия наполнила жизнь людей. Нормой стало насилие над слабым, над чужим (раньше «чужих» не могло быть в принципе), друг над другом, над природой. Пришла всеобщая разделенность. Царство любви быстро переросло в царство вражды и насилия.
В итоге цивилизация майя (инков, ацтеков), пройдя через свой золотой век, достигнув невообразимых высот в материальном обустройстве жизни, очень скоро потеряла присутствие чего-то высшего в бытии, как следствие, собственную жизненную силу и распалась задолго до того, как в Южной Америке высадились испанские конкистадоры. И хотя столь любимое археологами внешнее, в частности, строительное благополучие еще какое-то время сохранялось, это уже был не золотой век американских индейцев. Их цивилизация вначале пережила духовный кризис, а уже затем – неизбежный в такой ситуации функциональный кризис.
Следовательно, истоки гибели золотого века – не в действии каких-либо внешних сил, а внутри людей того времени. Хотя был, видимо, и внешний «искуситель». Известно, что чрезвычайно значимые для древнего человека небесные силы далеко не однородны, есть там и те, чьи проекты по организации жизни людей принципиально отличаются от божественных. Они не могут прямо выступить против Бога, но способны