Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 12
Сущностью разумной души человеческой является жизнь. Однако при этом душа способна воспринимать в себя как зло, так и благо. Она то во зле, то во благе – в соответствии со своим расположением к одному и другому.
Когда получившая от Творца свободу самоопределения человеческая душа обратится к Нему и станет жить согласно с Его волей, она приобретает благость.
Бог есть Истина и Абсолютное Благо, то есть Он имеет в Себе благость, будучи Сам источником всякого блага. В Нём есть жизнь, поскольку Сам Он есть Жизнь. Любая мысль, любое дело человеческое благо настолько, насколько оно согласно с Богом. В природе Бога есть мудрость, блаженство, вечность и, вообще, в ней есть всё доброе, что только можно себе представить. Все эти блага сочетаются в Боге едино и предельно просто. Сам Бог именуется и есть Один и Истинный. Те, кто мыслит Божиим умом, те, кто богословствует языком духовным, ощущают это и именно так говорят о Нём.
Создатель и Владыка всего творения есть Благость по Своей сущности. Он не способен воспринять в Себя никакого рода противоположную силу, поскольку Сам Он не может быть противоположностью никакой иной сущности. Бог не может быть описан нашим интеллектуальным словом, а также не может быть постигнут человеком. Поэтому Сын Божий и становится Человеком: для того чтобы через Него мы познали Истину Божию и тоже пережили общение с Ним.
Иисус Христос, пожив с нами во плоти, показал нам на Отца и на Духа Святого: «Дух Истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26). Так мы узнали о том, что от Одного Отца происходит не только Слово, но и Дух. Три Лица Святой Троицы связаны между Собой любовью. Мы же научены Христом поклоняться Единому Богу в трёх Ипостасях – Ипостасях Истинных и Совершенных. Сия Святая Троица Единого Бога определяет всё, простирается за пределы всего, и невозможно, чтобы вне Её пребывало что-либо из существующего.
Когда душа человеческая, отвергая рабскую связь со страстями и со грехом, любовью прилепляется к Троичному Богу, подчиняется Ему делами и различными способами осуществления добродетели, она приемлет от Него просвещение. Тогда душа действительно хорошеет и облагораживается, чутко отзываясь на Божии советы и увещевания. Тогда она приемлет истинную и вечную жизнь. Если же человек не собирается отказываться ни от греха, ни от своего падения, то он отчуждается и от Бога, и от истинной жизни. Поскольку душа духовна и наделена умом, ей необходимо хранить своё достоинство. Это возможно, когда она послушна только Богу, когда она следует Ему и подчиняется Ему. Им она убеждаема, в Его лишь сторону устремлён её взор. Так душа постоянной памятью о Боге и постоянным созерцанием Его, горячей и огненной любовью к Нему украшает саму себя и привлекает к себе таинственное и неизреченное сияние Бога. Если это происходит, то она действительно душа по образу и подобию Божию, то она становится благодатно-радостной, мудрой и божественной. Живя так, человек научается Богом тому, как ему любить Бога сильнее, чем самого себя, а ближнего – как самого себя.