Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 11
В словах, которые я вам говорю, находится истинная премудрость и спасительное ведение, которое приводит человека к вечному блаженству. Кто из эвклидов, маринов, птолемеев мог бы обладать этим знанием? Какие Эмпедоклы и какие сократы, какие аристотели и платоны смогли бы постичь сию небесную мудрость, используя инструменты логики и доказательства математики? Какой ум смог бы прикоснуться к мудрости Божией? Итак, сия истинная и надмирная мудрость и учение Духа несравнимо превосходит любое иное знание.
Возможность познавать истинного Бога несравненно выше эллинской философии. Да уже одно только понимание того, какое место человек занимает рядом с Богом, превосходит любую человеческую мудрость. Ведь из всего земного и небесного творения один лишь человек был создан по образу Создавшего, так, чтобы быть в состоянии смотреть на Него. Создан быть способным любить Его, создан быть способным хранить Его тайны и Ему поклоняться. Веруя в Бога и устремляясь к Нему, человек сохраняет в себе свою подлинную красоту. Всё остальное человек Божий считает низшим, а зачастую и бесполезным. Этого совсем не смогли уразуметь все те мудрецы, которые следовали методам древних греческих философов. Даже наоборот, они проявили нечестие по отношению к Богу и поклонились творению больше, чем Творцу. Они додумались даже до того, что зримые, но не осязаемые звёзды наделили умом и достоинством: чем крупнее была звезда, тем якобы больше у неё ума и достоинства. Они наименовали эти звёзды богами – большими и малыми.
Таким образом, до Христа люди пребывали в нищете и тьме. А вот мы теперь знаем, что созданы по образу и подобию Бога. И потому обожествлять не только чувственный, но и умопостигаемый мир недопустимо.
Исследователи природы, звездочёты и любые другие учёные, похвалявшиеся тем, какие они всезнайки, не смогли понять ровным счётом ничего, создав храмы идолам, принося им жертвы и подчиняя себя этим идолам, оставаясь в проклятом надменном хвастовстве и отдаляя себя всё дальше и дальше от спасительной истины.
Для нас же, христиан, возможно не только познание Бога и самих себя, но и осознание собственной немощи, приводящее к стремлению исцелиться при помощи благодати Божией. А это несравненно выше всякого рода знания и исследования. Ведь человек, который знает свою немощь, научается путям, приводящим ко спасению Божию, научается способам приближения к свету ведения. Он способен принять истинную мудрость, которая пребывает непомрачаемой и неподпадающей под воздействие растления мира.
Каждый человек имеет сущность и жизнь, а также энергию, которая оживотворяет тело. Умное естество ангелов такой энергией не обладает, ведь ангелы не получили тела, созданного из земли, и их естество не получило той животворящей силы, которую получило человеческое тело. И у животных, хотя и есть тело, Божественной энергии тоже нет. Когда животные умирают, их жизнь заканчивается, тогда как душа любого из людей обитает в живом теле, будучи наделена при этом сущностью и животворящей энергией. Именно поэтому, когда смерть разлагает человеческое тело, энергия Божия не разлагается вместе с ним. Ведь эта энергия – дуновение Бога, которое имеет жизнь независимо ни от кого и ни от чего.