Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 14
Смерти же Бог не сотворил. Он только дал людям особую заповедь послушания и провозгласил, что отступление от этой заповеди повлечёт за собой смерть. Ведь Бог не только любит человека – Он ещё и знает, что полезно каждому из творений, а также может устроить всё к этой пользе. Поэтому решение, сделанное с помощью нашей воли и принимаемое нами, наделёнными от Бога способностью делать выбор, имеет соответствующие последствия и результаты. Сейчас каждый из нас призван к тому, чтобы взять на себя ответственность за это послушание или непослушание Богу.
Те, кто не расположен мужественно противостать греху, идут в противоположном направлении, не беря в расчёт Божественные заповеди. Естественно, что вместо Закона Божия они начинают жить по собственному закону, всё ближе и ближе подходя к пропасти внутренней и вечной смерти. И если те, кто предпочёл этот путь, с искренним покаянием не восстановят из глубины души правильную связь с Богом, то они так и останутся вне Божией жизни. Допустим, что кто-то не хочет возвысить себя к созерцанию Бога и к общению с Ним. Полагаю, что даже в этом случае нетрудно понять, что от преслушания Бога человеку нет никакой пользы. Нет сомнений: искушение влечёт к себе человека, однако результат сосложения с ним – боль и скорбь.
В раю росло древо, а на древе том – плод, самый сладкий из всех плодов, что росли на всех райских деревьях. Но мы ведь и сами часто можем убедиться в том, что самая вкусная для наших чувств пища не всегда и не для всех полезна. Оттого полагаю необходимым оценивать сделанный нами выбор по его результату. И дабы не умолчать о преизбытке человеколюбия и глубине премудрости Божией, давайте погрузимся в факт Его любви.
Каким бы ни было наше духовное состояние, Он даёт каждому из нас благоприятную возможность покаяния, которое утешает душу от печали, вызванной духовной смертью. Итак, ныне каждый из нас стоит перед заповедью Божией о покаянии. Пойдя на поводу у собственной воли, мы сами отсекли себя от рая и потеряли всякую надежду туда вернуться. Но Бог не стал вконец осуждать человека, наоборот: по преизбытку человеколюбия и благости, по милостивой любви к каждому, Он Сам снизошёл на землю навстречу нам. Став Человеком таким же, как мы, но без греха, Он смог ещё раз дать человеку жизнь и спасение. Первым советом Иисуса Христа и одновременно первой Его заповедью стало покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). До Воплощения Слова Божия Царство Небесное было от нас столь далеко, сколь Небо отстоит от земли. Однако когда к нам пришёл Христос, когда Он соединился с нашим естеством, то Он всех нас приблизил к Своему Царству.