Размер шрифта
-
+

Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 16

Божественная благодать и энергия Бога согревает, просвещает, животворит, Светом своим просвещает тех, в ком находит предпосылки, необходимые для своего проявления. Святой и Великий Василий говорит: «Каковы действия Духа? Они неописуемы словами по причине своего величия и неисчислимы по причине своего множества. И как мы логически постигнем сии таинства, которые вне времени и над временем?» Силы и энергии Святого Духа нетварны. Их хватает на многих, но при этом они не разделяются. Они подаются тем, кто своей внутренней духовной жизнью удостаивается вхождения в обоживающее сияние. Святой Иоанн Златоуст сказал: «Капля благодати наполняет всё ведением. Сей благодатью произошли чудеса, ею были разрешены и прощены грехи мира». Отсюда становится ясным, что имел в виду святой апостол Павел, говоря: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Как свет солнца неотделим от солнечного луча, так и энергии Бога неотделимы от Его сущности. Солнечные лучи не могут увидеть те, у кого нет глаз, чтобы видеть. Чудо обожения восприяли те, кто благоугодил Богу. Конечно, Бог всех нас сотворил для того, чтобы сделать причастниками Своего Божества. Однако чудо это осуществляется в тех, кто решительно и честно вступает в подвиг. Эти люди в Боге. Они обожествляются Им, становятся причастниками Его Божественных энергий, и Бог пребывает в них.

Пресущностное и прежизненное, пребожественное и преблагое естество Божие не может быть ни описано, ни постигнуто, ни наблюдаемо, поскольку оно не похоже ни на что, сверхнепознаваемо. Оно пребывает над небесами и неразрывно связано с неуловимой силой, причём понять или описать его невозможно. Богословы полагают, что самым близким к подлинному определению Бога будет определение «абсолютная непостижимость». Бог есть причина всех вещей, а всё остальное находится вокруг Него, ибо Сам Он существует прежде всего и всех. Если бы кто-нибудь захотел наречь Богу имя, то ему следовало бы использовать следующие слова святого Григория Богослова о Божественной природе: «Богатства податель – естество Бога моего». А святой Дионисий Ареопагит говорит: «Естество благого Бога в том, чтобы производить и спасать». И свойство сие присуще Богу естественным образом.

Даже малая часть сущности Божией обладает всеми Его силами. Это как вылетевший из огня уголёк: он обладает характеристиками огня, обжигает всех тех, кто к нему прикасается. Любой уголёк имеет все свойства огня, из которого он произошёл. Или например, одна капля жидкости: она имеет все свойства жидкости, из которой она произошла. А мы получили от Бога возможность причащаться Его энергий, и когда это происходит, становимся всесильными. Представим, что кто-то возжёг много свечей от одной горевшей – каждая из этих свечей будет ипостасно гореть одним и тем же огнём. Общая сила и энергия Триипостасного Божества, разнообразными и пригодными способами повсюду разделяемая между теми, кто причащается сей силы и энергии, способна вместиться и почивать в тех, кто способен принять в себя эту благодать.

Страница 16