Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь - стр. 83
.
«Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий»[204]. «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий»[205]. Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значит «пламенеющий».
После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их – «херувим» – по переводу с еврейского языка значит «многое разумение» или «излияние премудрости», так как через херувимов другим ниспосылается премудрость и подается просвещение умных очей для боговидения и богопознания.
Затем – пред Сидящим на престоле высоком и превознесенном предстоят богоносные, как называет их святой Дионисий Ареопагит, престолы – ибо на них, как на разумных престолах, как пишет святой Максим Исповедник, разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа, как пишет святой Василий Великий, называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, – как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный»[206].
Посему через них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы[207] земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.
Святой архангел Михаил, попирающий диавола. Икона. Вторая четверть XIX в.
В средней иерархии также заключается три чина святых ангелов – господства, силы и власти.
Господства называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами ангелов, будучи сами свободными.
Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем – они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.