Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь
1
Азия, иначе Асия – это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную водами, болотистую равнину в Лидии, т. е. средину западной части нынешнего Малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море, называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о семи Асийских Церквах— Откр. 1:4,11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему Малоазийскому полуострову, наконец – вообще ко всей части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.
2
1 Тим. 5:5.
3
Мф. 10:8.
4
Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диарбекира, в верховьях Тигра) и был разрушен турками при первых завоеваниях их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.
5
Здесь разумеются три еврейских отрока – Анания, Азария и Мисаил. Находясь в вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже – со всеми одеждами (Дан. 3).
6
Здесь, вероятно, разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.
7
Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Антиливана. В настоящее время Дамаск, входящий в состав Турецкой империи – один из богатейших городов Азии и имеет до 150000 жителей.
8
Святые пострадали при взятии Дамаска магометанами (VII в.). Имена пострадавших со святыми Кесарием и Дасием следующие: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома.
9
Готы жили на востоке от Дуная и разделялись рекою Днестром на остготов и вестготов. С III в. по Р. X. они стали входить в сношения с римлянами, на которых делали беспрестанные нападения, и постепенно стали принимать от них христианство. Во второй половине IV в., теснимые выходцами из Азии, гуннами, вестготы получили позволение поселиться во Фракии, в пределах Римской империи, под условием обязательного принятия всеми ими христианства. Последнее распространилось у них в форме арианства. По удалении из пределов Римской империи вестготы перенесли арианство в Испанию, где основали в 415 г. свое государство. Здесь происходили впоследствии излагаемые в настоящем житии события.
10
Царствовал во второй половине VI в. Он сделал своего сына, св. Ерминингельда, своим соправителем, причем местопребыванием ему назначил Севилью, а сам жил в Толедо (испанские города).
11
Название ереси происходит от имени Ария, александрийского пресвитера, жившего в IV в. Желая устранить из христианского учения о троичности Лиц в Боге все непостижимое для разума, Арий учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. В этой ереси скрытно заключалось решительное отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления им, короче – ниспровержение всего христианства. Арианство имело большое распространение и на христианском Востоке, и на Западе. Оно долго волновало умы и производило смуты в церкви, – даже и после того, как было осуждено на I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. Эта ересь встретила наиболее сильного и ревностного противника себе, на Соборе и после него, в лице св. Афанасия Александрийского.
12
Св. Ерминингельд умер мученическою смертию в 586 г., а в 589 г., на соборе Толедском, готы отказались от арианства и приняли православие.
13
Ин. 12:24.
14
Здесь разумеется Максимиан Галерий, бывший сначала соправителем Диоклетиана, а затем императором восточной части Римской империи с 305 по 311 г.
15
Таре, древняя столица Киликии, юго-восточной области Малой Азии, теперь Тассо, или Терсус. Этот город был родиной апостола Павла. Россон, или Рос – немного севернее Антиохии Сирийской.
16
По «Месяцеслову» императора Василия, св. Кириену возили нагою на осле, и затем праздные дети били ее палками. Но святая, по ее молитвам, не представлялась людям нагою.
17
Сапор II, известный под именем Великого – персидский царь, царствовал с 310 по 381 г. по Р. X.; известен счастливыми воинами с римлянами; был жестоким гонителем христианства.
18
Персы в Священном Писании называются эламитами, как происшедшие от Элама, сына Симова. Они жили в Азии, близ Персидского залива (заключенного Аравийским полуостровом и материком). Упоминаемый здесь царь Сапор – вероятно, Сапор II, жил в IV в. В подданных-христианах он склонен был видеть тайных союзников своих врагов – римлян. Смерть мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и других последовала, по одним сведениям, в 330 г., по другим – в 345 г.
19
Персы почитали верховным богом Митру, или солнце. Они поклонялись также огню и признавали два божества: творца всего доброго – Ормузда и виновника всякого зла – Аримана. Основателем этой религии считается Зороастр, главная священная книга персов – ЗендАвеста.
20
Плащ пурпурового цвета, иначе порфира. Краскою для этой ткани служила кровь некоторых раковин или улиток, которых находили в Средиземном море. Это была одежда царей, символ власти и величия их. Иногда, впрочем, одевались в такой плащ и частные лица – роскошествующие богачи.
21
Пс. 45:2–3; 43:27.
22
Серебро, через расплавление на огне, освобождается от примесей и получает чистейший вид. Подобно сему и добродетель мучеников, через испытание огнем, возвысилась и получила совершеннейший вид.
23
С еврейского «Положил оковы на чресла наши» (иначе «на бедре нашем»). В настоящем случае это означает мучение от ожогов.
24
Т. е. «посадил верхом на нас» – образ поноснейшего рабства. Этим выражением указывается здесь на крайнюю степень унижения, которому были подвергаемы св. мученики.
25
Пс. 65:12.
26
Выражение заимствовано из Ис. 26:19.
27
Со временем, под влиянием соседних народов, персы стали соединять с культом солнца и огня и служение иноземным богам. – Зевс, у римлян – Юпитер, почитался греками величайшим из богов, управлявшим молниями, отцом богов и людей.
28
Это – с тою целью, чтобы развести более сильный огонь, ибо днища и стенки лодок, во избежание пропуска ими воды, обыкновенно густо покрываются смолою, особенно – с наружной стороны.
29
Пс. 35:10.
30
Пс. 25:12.
31
Пс. 17:5.
32
Пс. 17:5.
33
Вероятно, царь, слыша о трех Лицах Божества, полагал, что и христиане почитают нескольких богов и между ними одного – главного.
34
Онгия – двенадцатая доля фунта, или 8 золотников.
35
Святой Флавиан патриаршествовал с 381 по 404 г. Память его 18 февраля.
36
Кончина прп. Маркиана относится к 388 г. Память его еще совершается 18 января.
37
Один из малоизвестных городов; в церковном отношении был, вероятно, подчинен митрополии Мосульской (Мосул – на реке Тигре) или Ниневийской.
38
Селение недалеко от Наессона.
39
Под именем волхвов, иначе магов, в древности разумелись мудрые люди, обладавшее высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов и т. п. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; большею частью они, вместе с тем, были и жрецами и пользовались большим значением и уважением, как при царских дворах, так и в народе. О персидских волхвах упоминается в Дан. 2 и далее; из Персии же, вероятно, приходили волхвы для поклонения родившемуся Спасителю (Мф. 2). Волхвы были и в других странах, например, в Вавилоне, Ассирии, Мидии (см. Книгу пророка Даниила; ср. Чис. 22–23) и в Египте (Быт. 41:8; Исх. 7:11). Слово «волхв», первоначально однозначащее с словом «мудрый», впоследствии стало прилагаться к волшебникам, чародеям, чревовещателям, вызывателям умерших и т. п.
40
Слово «евнух» означает, собственно, скопца. Таковыми были на востоке смотрители над царскими гаремами; с этой должности они нередко, в древности, переходили на высшие государственные должности. Впоследствии слово «евнух» употреблялось иногда вообще в значении лица, занимающего высокую государственную должность, царедворца, вельможи, хотя бы это лицо и не было скопцом.
41
Разумеется небесная обитель, куда вступают истинные последователи Христа, по заповеди Его Самого (Ин. 14:2–3). Слово «горний» означает вышний, верхний, небесный (ср. Иез. 41:7; Кол. 3:2).
42
Арбела – город на одном из притоков реки Запата (иначе Забата), представляющей собою, в свою очередь, левой приток Тигра. Город этот находится недалеко от Ниневии, замечателен тем, что в 12 милях к западу от него, близ города Гавгамелы, произошло сражение, в котором Александр Великий во второй раз победил Дария Кодомана, сделавшись после того обладателем всей персидской монархии.
43
В этих словах заключается богохульная насмешка, ибо казнь через распятие считалась позорной и ей подвергались наиболее преступные и презренные люди.
44
Разумеется смерть, иначе – то, что все люди по природе смертны.
45
Иосиф был пресвитером из Бет-Кетубы в Адиабене.
46
Аифал – диакон из Приевфратской местности в Вавилонии.
47
На Востоке за начало дня считалось, по нашему часоисчислению, время от 6 часов утра. Отсюда 3-й час дня – по-нашему 9-й час утра, 6-й – 12-й дня.
48
Выражение заимствовано из Деян. 17:28.
49
Т. е. – устрашающим примером того, как наказываются ослушники царской воли.
50
Здесь разумеются мулы и ослы, на которых ездили и перевозили тяжести. Для перевозки более значительных тяжестей и на большие расстояния употреблялись верблюды.
51
Пс. 6:9.
52
Манихейство – ересь, которая образовалась в Персии под влиянием попытки объединения христианства с началами персидской религии Зороастра, проповедовавшей дуализм, т. е. существование от века двух самостоятельных начал или царств – доброго и злого. Основатель манихейства, Манес (III в.), сначала был магом, потом принял христианство, сделался даже пресвитером, но вскоре был отлучен от Церкви за свою склонность к языческой персидской религии и впоследствии, при персидском царе Варане I, был казнен. По его учению, Христос есть лишь светлый эон (дух), происшедший от Отца Света через истечение. Одна половина Его была поглощена материей и составила душу видимого мира, т. н. «страждущего Иисуса», вторая, с помощью другого зона, Животворящего Духа, освободилась от материи и поместилась в солнце; это – т. н. «бесстрастный Иисус». Воплощение Христа – это есть сошествие с солнца бесстрастного Иисуса для освобождения страждущего Иисуса, светлые частицы которого сатана будто бы собрал и, для большего удобства обладания ими, заключил в лице человека. По этому учению, воплощение Христа было только призрачным (докетизм). В нравственном отношении оно проповедовало борьбу с материей для освобождения от нее света через постепенное умерщвление в себе плоти. Ересь манихеев была особенно распространена в IV и V вв.
53
Это селение находилось в Бет-Нугардской области. Нугарды – город с епископией, подчиненной митрополии Мосульской.
54
Мирсина – мирт, миртовое дерево. Оно растет в Азии, в тропических странах Америки, в Африке – в Египте – ив южной Европе, по берегам Средиземного моря. Дерево это достигает трех сажен высоты, имеет красноватую кору и длинные крепкие ветви с постоянно зелеными мелкими листьями и с распускающимися в мае белыми душистыми цветами. Миртовое дерево было самым любимым у древних, его разводили в садах, им в праздники украшались жилища, миртовые венки надевали на голову во время пиршеств, особенно – свадебных. Мирт почитался у древних вообще символом любви, тихого счастья, изображением радостных обстоятельств в настоящем и светлых надежд в будущем.
55
Лидда, или Диосполис, – город в Палестине, в равнине Саронской, в пределах колена Вениаминова.
56
Рамла – город в Палестине, недалеко от Иоппии.
57
Феодосий Великий – римский император с 379 по 395 г. В его царствование вера христианская была окончательно утверждена в Римской империи.
58
Декий – римский император, жестокий гонитель христиан; царствовал с 249 по 251 г.
59
Под этим именем известно несколько городов. Здесь говорится о Севастии Армянской.
60
Вифиния была северо-западной провинцией Малой Азии. Ныне она занимает северную часть Анатолии. Христианство в Вифинии появилось еще при апостолах. Ныне в Вифинской епархии находится 12 епископских кафедр, подведомых архиепископу Никомидийскому. – Селение Марикати находилось к северу от Аполлонии, известной колонии на берегу Понта, во Фракии.
61
Лев IV царствовал с 775 по 780 г. Иконоборцы – еретики, восстававшие против почитания святых икон. Гонение на иконы началось при императоре Льве Исавре, в 626 г.
62
Гвардейские солдаты, охранявшие царский дворец.
63
Олимп – гора в Вифинии, привлекавшая своею уединенностью и дикостью многих пустынников.
64
Фракия – в обширном смысле – в древности обнимала собою нынешнюю восточную часть Венгрии, Трансильванию, Бессарабию, Молдавию, Валахию, Болгарию, Сербию и восточную часть Румелии. Но в собственном смысле Фракией называлась только восточная часть нынешней Румелии. – Болгары, жившие к северу от Греции, в те времена делали частые нападения на Греческую империю.
65
Царские чиновники имели особые дневники, в которые заносились все важнейшие события, совершавшиеся в империи.
66
Т. е. считая простым сором, который выметается из дома. Флп. 3:8 – «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
67
Еф. 6:12 – «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
68
Геллеспонт – нынешний Дарданелльский пролив. Геллеспонтом назывался также и округ на восточном берегу этого пролива.
69
Эта молитва прп. Иоанникия употребляется и ныне в богослужении церковном, именно – в конце повечерия.
70
На западе Малой Азии.
71
Пс. 54:8–9.
72
В Ефесе св. апостол Иоанн долго жил и там же скончался. Ефес считался столицей Малой Азии.
73
Вероятно, это часовня. Часовни или молитвенные дома строились пустынниками, которым далеко было ходить в церковь, иди же частными лицами, особенно на тех местах, где скончались и были погребены их родители.
74
Тяжелые оковы, кои подвижники надевали на себя для умерщвления плоти.
75
Локоть – 10 Уг вершков.
76
Георгий, впоследствии епископ Амастридский, в Пафлагонии. Память его 21 февраля.
77
Никифор I царствовал с 802 по 811 г. Сын его, Ставрикий, царствовал только два месяца, а через три месяца, по своем низложении, умер.
78
С именем Евстафия соединяется воспоминание о нескольких мучениках (именно 7 июля, 20 августа, 27 сентября, 24 октября и др.). Какой мученик имеется в виду здесь – неизвестно. Вероятнее всего, здесь разумеют Евстафия, епископа Кийского, или Прусиадского, пострадавшего за святые иконы. Иоанникий в то время жил на горах, стоящих недалеко от Прусиады.
79
Ср. Деян. 28:5.
80
Пс. 5:5.
81
Лев V Армянин царствовал с 813 по 820 г.
82
Михаил II косноязычный царствовал с 820 по 829 г.
83
Ср. Еф. 6:13–16.
84
Мф. 8:29.
85
Халкидон – город в Вифинии. Там был IV Вселенский Собор. Никея – город в той же области. Там был I Вселенский Собор.
86
Студиты – монахи Студийского монастыря в Константинополе, построенного в половине V в. консулом Студием в честь Иоанна Крестителя. Эти монахи назывались «неусыпающими», потому что, будучи разделены на три отделения, поддерживали постоянное богослужение в церкви.
87
Когда Моисей вел евреев из Египта, путь им указывал облачно-огненный столп, шедший впереди израильского ополчения.
88
Иез. 3:9; Иер. 7:18–19.
89
Феофан Исповедник, заключенный в темницу Львом Армянином за исповедание истинной веры. Он был игуменом в Сигрианской области, около Кизика, в Малой Азии. Память его празднуется 11 октября.
90
Остров Фас, или Фасос – остров на Эгейском море. Плодородие этого острова вошло у древних в пословицу.
91
Т. е. переселится в небесные обители.
92
Так назвал диавола Господь Иисус Христос (Ин. 8:44), потому что он был первым виновником духовной и телесной смерти людей, искусивши их в раю.
93
Клувийский – от греческого слова «кХоїфі» – клетка. В некоторых монастырях общежительных были и отдельные помещение, или клети, для желавших вести уединенную жизнь.
94
Начальники и начальницы монашеских обителей имели знаком своего достоинства жезл.
95
С 829 по 842 г.
96
Т. е. особенно не бойтесь, когда вам придется говорить пред сильными и знатными людьми, ибо Я дам вам способность говорить мудро. Мк. 13:11 и Лк. 21:15.
97
Михаил III – византийский император с 842 по 867 г.
98
Скончалась в 867 г. Память ее празднуется 11 февраля.
99
С 843 по 847 г. Память его празднуется 14 июня.
100
Деян. 2:14. Здесь разумеется речь апостола Петра в день Пятидесятницы.
101
Измаильтяне, иначе арабы – потомки Измаила, сына Авраамова. Арабы в то время составляли могущественное государство.
102
На Востоке чрезвычайно много диких собак, которые отличаются чрезвычайною лютостью.
103
1 Цар. 2:30.
104
Дан. 3.
105
Пс. 124:3.
106
Святой Тит – ученик и ставленник святого апостола Павла. Он был епископом на острове Крите. Память его совершается 25 августа.
107
Эллинами назывались собственно Греки; но в житиях святых этим именем иногда обозначаются вообще язычники.
108
Комит – градоначальник.
109
Под хлебом небесным можно разуметь или действительную пищу, которая чудесно посылаема была святым мученикам в темнице, или вообще подкрепление их свыше, при котором они не нуждались и в пище.
110
Плес – ныне заштатный город Костромской губернии Нерехтского уезда, на берегу реки Волги.
111
Финикия – узкая полоса земли, тянущаяся вдоль восточного (азиатского) берега Средиземного моря к северу от Палестины. Страна эта была известна с древнейших времен и первоначально населена была народом, родственным народу еврейскому и вместе первым морским и торговым народом древнего мира, основавшим свои колонии и склады в различных местах земного шара. В глубокой древности главные города Финикии представляли из себя отдельную самостоятельную общину, а затем они образовали союз, во главе которого стал город Тир. В VIII в. до Р. X. Финикия была покорена ассириянами и потом последовательно переходила под власть различных народов: вавилонян, персов, греков, римлян, арабов, турок-сельджуков и турок-османов, каковым принадлежит до настоящего времени. Начало христианства в Финикии относится ко временам апостольским.
112
Эпарх – начальник области.
113
Т. е. языческого.
114
Артемида – греческая языческая богиня луны и охоты. О великолепном храме ее в Ефесе, в Малой Азии, упоминается в книге Деяний апостольских (Деян. 19:24–29).
115
Галилеянами именовались последователи Христа, Коего называли Иисусом Галилеянином (Мф. 26:69), потому что детство и отрочество Свое Он провел в Назарете, незначительном городе Галилеи.
116
1 Кор. 7:14.
117
Лик – сонм, собрание.
118
Гора Пуплион, или Публион, по свидетельству Симеона Метафраста, находилась близ горы Синай.
119
Здесь разумеется Господь Иисус Христос, как положивший Своею крестною смертью основание и начало подвигам умерщвление плоти и духовного совершенствования, в котором христиане сораспинаются Христу, – как бы приемлют участие в Его страданиях, – и в то же время как Судия этих подвигов и раздаятель наград за них.
120
Как овча на заклание. Эти слова заимствованы из Ис. 53:7 и заключают в себе, собственно, пророчество о крестных страданиях Спасителя (именно – о безропотном перенесении Им этих страданий).
121
Здесь, очевидно, разумеется святая равноапостольная Фекла, память которой издревле глубоко чтилась на Востоке и Западе и которой посвящены были весьма многие храмы. Память ее 24 сентября.
122
Пс. 16:15.
123
Пс. 143:1–2.
124
Пс. 43:27.
125
Его память 11 января.
126
Его память 11 марта.
127
Его память 31 марта. Он занимал архипастырский престол в Москве с 1448 по 1461 г.
128
Иов. 29:13–15.
129
Василий Темный был великим князем с 1425 по 1462 г., а его сын Иоанн III – с 1462 по 1505 г.
130
Память его 6 ноября.
131
Его память 25 сентября.
132
Неаполь, главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием; расположен по северному берегу Неаполитанского залива. Путеолы – приморский город в средней Италии.
133
Филиппополь – древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице.
134
Рим. 16:14.
135
2 Тим. 4:21.
136
Рим. 16:23.
137
Ефес, при Эгейском море, был важной торговой город в Малой Азии, Первые начала веры христианской положены были в нем учениками Иоанна Крестителя; уже апостол Петр нашел здесь христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь апостолом Павлом; потом ученик его, Тимофей, был здесь епископом; наконец, Ефес был местом пребывания апостола и евангелиста Иоанна, который тут и скончался. В настоящее время на месте древнего Ефеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айя-Солук.
138
Рим. 16:15.
139
Синоп – город на южном берегу Черного моря.
140
Лев V Армянин – византийский император с 813 по 820 г. Феодор Студит так описывает те несчастья, которые Церковь испытывала в это царствование: «О, страшно слышать! Досточтимая икона Спасителя, которой и бесы страшатся, подвергается поношению и унижению не только в царствующем граде, но и во всех местах и городах, жертвенники истреблены, святыни осквернены! Умолкли все уста благочестивые от страха смерти, открылся противный и богохульный язык».
141
Синклит – правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников.
142
Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.
143
Святой Афанасий Великий был патриархом Александрийским с 326 по 378 г. Память его совершается 18 января и 2 мая.
144
Святой Александр был патриархом Константинопольским с 326 по 340 г. Память его совершается 30 августа.
145
Солунь – русская переделка греческого названия города Фессалоники, по современному произношению Салоники. Город этот, первоначально называвшийся Ферма, находится в европейской Турции на северной оконечности Салоникского залива (Средиземное море). Христианская вера проповедана была здесь впервые святым апостолом Павлом и спутниками его Тимофеем и Силою (около 52 г. по Р. X. – См. 1 Фес. 1:1). Святым апостолом Павлом написаны два Послания к жителям Солуни, которые толкователями признаются за первые по времени писания сего апостола.
146
Здесь разумеется Антиохия Сирийская, некогда великолепная столица Сирийского государства, а ныне бедной городок азиатской Турции.
147
Ср. Мф. 5:14.
148
Святой папа Юлий управлял Римской Церковью с 337 по 352 г.
149
Констант царствовал с 337 по 350 г.
150
Слово «sipr|vr|» с греческого означает «мир», «тишина».
151
Коринф – один из самых знаменитых городов Древней Греции; находится на Пелопоннесском полуострове (южная оконечность Балканского полуострова) при заливе Коринфском; в древности славился своею просвещенностью и обширною торговлей, но вместе – и легкостью нравов жителей. Христианство насаждено было здесь впервые святым апостолом Павлом и Аполлосом. Апостол Павел написал два обширных послания к коринфским христианам. В настоящее время этот древний город принадлежит Греческому королевству, называется Куронто.
152
Киликия – юго-восточная область Малой Азии. Фракия – византийская провинция в юго-восточном углу Балканского полуострова; ныне турецкая провинция – Румелия, Халкидон – город на малоазиатском берегу Босфорского залива против Константинополя, известный в истории церкви по бывшему в нем IV Вселенскому Собору; Сирия – провинция на северо-востоке от Палестины.
153
Сардика – город Мизийской провинции (в средине Балканского полуострова).
154
Средец – теперешняя София, главный город Болгарии.
155
Филиппополь Македонский, или Филиппы – город, названный по имени Филиппа, царя Македонского, отца Александра Великого (в половине IV в. до Р. X.). Македония – некогда могущественное государство, а впоследствии – провинция Византийской империи. Святой апостол Павел (в сопровождении Луки, Тимофея и Силы) проповедал здесь христианство, положил начало знаменитой в древности Церкви Филиппийской и неоднократно посещал этот город (Деян. 16:12–40).
156
Армения – провинция Римско-Византийской империи, находившаяся в северо-восточной части Малой Азии. До 70 г. до Р. X. Армения входила в состав Понтийского царства, а затем была завоевана римлянами.
157
См. память святых мучеников Маркиана и Мартирия 25 октября. Нотарий – патриарший чиновник по гражданским делам.
158
Пафлагония – древняя область Малой Азии, на средней части южного берега Черного моря. До 64 г. до Р. X. принадлежала к царству Каппадокийскому, а с указанного времени перешла к римской провинции Вифинии – Понту и затем вошла в состав Византийской империи.
159
Мантина – небольшой город в Пафлагонии.
160
Здесь разумеется император Феодосий Великий, царствовавший с 379 по 395 г.
161
Здесь разумеется бывший при императоре Феодосии Великом II Вселенский Собор (381 г.) в Константинополе, осудивший арианство и все возникшие из него ереси – главным образом ересь Македония, нечестиво учившего о Святом Духе.
162
2 Фес. 3:10.
163
Старица – уездный город Тверской губернии на реке Волге.
164
Память его совершается церковью 26 ноября.
165
Его память 4 октября и 5 декабря.
166
Блаженный Максим Грек, вызванный со Святой Горы для исправления богослужебных книг, оставил много сочинений. После продолжительного заключения скончался в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1656 г.
167
Свияжск – уездный город Казанской губернии на реке Свияге.
168
Зилантовский мужской монастырь близ Казани был основан по повелению Иоанна Грозного на месте погребения воинов, павших при взятии Казани.
169
Церковь святителя Николая «Мокрого» находится в Москве, в Китай-городе, в Зарядье.
170
Тавромения – значительный город на восточном берегу Сицилии.
171
Вторая, или Великая Каппадокия – весьма обширная область в средине восточной части Малой Азии, к западу от верховьев реки Евфрата. Некогда Каппадокия была одним из значительных государств Азии, но затем потеряла самостоятельность и в конце концов вошла в состав Римской империи как ее провинция (в 17 или 18 г. по Р. X.).
172
Тиана – город в юго-западной части Каппадокии. Ныне – Нигры, или Нигдели.
173
Мелитина – город в Армении, теперь Малатья.
174
В то время городские ворота, т. е. входы, сделанные в стене, окружавшей весь город, запирались с заходом солнца, и после того нельзя уже было проникнуть в город.
175
Мф. 16:26. Слова Спасителя. Повредить душе значит сделать ее пристрастною к мирской суете и неспособною к вечно блаженной жизни, а, следовательно, подвергнуть ее вечному мучению в аду.
176
Ответ мученика Лизию основан на словах: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6).
177
Пс. 138:21.
178
Писидия – внутренняя малоазийская провинция Рима к юго-западу от Каппадокии. Здесь проповедовал христианство святой апостол Павел (Деян. 13:14; 14:24).
179
Анкира – главный город малоазийской провинции Рима Галатии, ныне Анкара. Галатия занимала самую средину малоазиатского полуострова, Анкира же находилась на северо-западной окраине провинции.
180
Что называлось Вадисаном – неизвестно. Предполагают, что это – то же, что Васадон, или Валвадон – город в Каппадокии.
181
Пс. 118:1.
182
Юлиан царствовал с 361 по 363 г.
183
Анкира – главный город Фригии (западная область Малой Азии).
184
Город в восточной Македонии.
185
Магнезия – лидийский город на северо-западе Малой Азии, при реке Герме.
186
Обитель эта основана на диких холмах у Мертвого моря св. Саввою в 484 г. Обитель является одною из самых важных на Востоке. Устав службы этого монастыря, известный под именем Иерусалимского, в настоящее время распространен по всему православному Востоку, а также и в России. Кроме того, монастырь Саввы предоставляет материальную помощь и возможное образование окрестному бедному населению из православных.
187
Обыкновенно иноки уходили из монастыря на святую Четыредесятницу в неделю сыропустную, перед чем совершали обряд прощания, от чего это воскресение и получило название «прощеное». Собирались иноки обратно в монастырь в Лазареву субботу.
188
Константин Мономах царствовал с 1042 по 1054 г.
189
Блаженная кончина его относится к 1053 г.
190
Выражение взято из Исх. 20:4. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
191
4 Цар. 23:5.
192
Лк. 2:13.
193
Кол. 2:18–19.
194
Относительно указанных еретиков святой Епифаний Кипрский в книге «О ересях» сообщает следующее: «Они назывались саторнилианами – от Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнил жил в Сирии, близ Дафны, где впервые распространил свое учение. Деятельным помощником у него был Василид, который распространял это учение в Египте. Учение их об ангелах сводилось к следующему: семь ангелов создали мир и все, что в мире. Творение человека произошло так: ангелы, собравшись вместе, замыслили и сообща создали человека, по подобию приникшего свыше светлого образа… Но, когда был сотворен человек, ангелы, по бессилию своему, не могли довершить его творение. Человек, лежал на земле и был принижен наподобие пресмыкающегося червя до тех пор, пока Всевышняя Сила, приникнув и умилосердившись, ради собственного Своего образа и вида, из милости послала искру Своей силы и таким образом ею восстановила и оживотворила человека. Эта искра – душа человека, которой непременно должно спастись.
195
Колоссы – многолюдный город в древней Фригии (в Малой Азии) при реке Ликусе (приток Меандра). В 65 по Р. X. этот город вместе с соседними городами Лаодикией и Иераполем был почти совершенно уничтожен страшным землетрясением, но впоследствии был возобновлен и процветал до XII в. Впоследствии назывался Хоны.
196
Как видно из 35 правила Лаодикийского Собора, этим правилом осуждаются еретики, молящиеся не Богу, а только ангелам, как бы творцам и правителям мира.
197
Поместный Лаодикийский Собор, на котором 35-м правилом было отвергнуто нечестивое почитание ангелов и установлено правильное их почитание и празднование Собору их, был во времена святого Сильвестра, папы Римского, за несколько лет до Первого Вселенского Никейского собора. Этот Лаодикийский Собор был в 319 г., а по мнению других – в 320 и 321 г.; епископов на том соборе было 32; председательствовал на нем митрополит Лаодикийский Нунехий.
198
Воспоминание о сем чуде совершается 6 сентября.
199
Память святого Дионисия Ареопагита совершается 3 октября. Учение об ангелах изложено им в сочинении «О небесной иерархии».
200
2 Кор. 12:2.
201
Ис. 6:2.
202
Евр. 12:29.
203
Дан. 7:9.
204
Исх. 24:17.
205
Пс. 103:4.
206
Пс. 9:5.
207
«Престолы земных судей» – образное выражение относительно пределов власти земных судей.
208
Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего ангела, основывается на словах пророка Даниила (Дан. 10:13), где говорится об ангелах царства Персидского и Иудейского.
209
Евр. 1:14.
210
Зах. 2:3–5.
211
Святой Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.
212
Дан. 8:16.
213
Мф. 25:31.
214
Мф. 24:31.
215
По значению слова Михаил есть ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан. 10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «Была война на небе; Михаил и ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю»; тогда, в злобе своей, он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12:1-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Откр. 19–20) и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам.
216
Денница – заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарей, но, возгордившись и восстав против Бога, ниспал в бездну и подвергся вечному осуждению.
217
Святой Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.
218
Ис. 6:3.
219
Перга – город в Памфилии в южной части Малой Азии, на правом берегу Кестра, с знаменитым в древности храмом языческой греко-римской богини Артемиды; в позднейшую римскую эпоху Перга была административным центром провинции. В настоящее время на этом месте находится турецкий город Бергама.
220
Пс. 83:11.
221
Пс. 36:23.
222
Пс. 142:8.
223
Мф. 16:24.
224
Память его совершается 10 октября.
225
Лк. 13:20–21.
226
1 Кор. 11:5.
227
Очевидно, здесь рассказывается о втором обретении честной главы Предтечи, которое относится к 452 г.
228
Верит – древнейший приморский город на финикийском берегу Малой Азии.
229
Пс. 135:25; 144:16.
230
Прем. 5:19.
231
Пс. 93:19.
232
В притче Христовой о десяти женах. Мф. 25:1.
233
Пс. 22:4.
234
Св. Лев I Великий – византийский император, царствовал с 457 по 474 г.
235
Прп. Матрона умерла в 492 г.
236
Эгейское море – ныне Архипелаг. Парос – один из крупных Кикладских островов на Архипелаге.
237
Илиотропион – подсолнечник.
238
Лезвия – Лесбос, остров на Эгейском море, впоследствии названный по имени главного города Митиленой. На северной стороне острова находится город Мефимна – ныне Моливон, с обширными гаванями, пришедший в упадок еще во времена Пелопонесской войны (406 г. до Р. X.).
239
К рассказу об этом св. Димитрий Ростовский присоединяет следующее замечание. «В настоящее время некоторые из христиан удивляются, что Божественные Тайны были вручены тому охотнику нести их в пустыню и что он, мирянин и непосвященный, дерзнул носить оные Тайны, которые подобает носить одним только иереям. Но пусть они не удивляются этому – таков был обычай первенствующей Церкви: в то время и непосвященным дозволялось брать в руки Божественное Причастие и носить с собою и в отстоящие далеко от церкви дома и в дальний путь… Но потом святые отцы запретили непосвященным принимать в руки и выносить из церкви Тело Христово, а в особенности запретил это св. Иоанн Златоуст, и запретил по следующей причине. Во время его патриаршества в Константинополе некоторая знатная женщина, принявши в церкви часть Пречистого Тела Христова, принесла оное домой и смешала с каким-то снадобьем для волхвования. Узнав об этом, св. Златоуст с того времени повелел по всем церквам, чтобы части Тела Христова не влагались в руки, но чтобы вместе с Божественною, под видом вина, Кровью преподавались посредством лжицы в уста. До этого времени в Церкви лжицы не употреблялось, но части Тела Христова полагались прямо в руки христианам, а Святая Кровь подавалась из чаши. С этого же времени, по повелению св. Златоуста, Божественное причастие стало преподаваться посредством лжицы, и дозволено носить его только посвященным, а непосвященным не позволено никоим образом касаться, дабы не было какого-либо бесчестия Святым Тайнам».
240
Прп. Феоктиста ум. в 881 г., после 36-летних подвигов на острове Паросе.
241
Рыба эта называется реморою, потому что она, собираясь около корабля большими стаями, задерживает ход корабля.
242
Прп. Иоанн Колов подвизался в первой половине V в.
243
«Колов» в переводе с греческого – «малорослый».
244
Скитская египетская пустыня, именовавшаяся также просто «Скитом», находилась на расстоянии дневного пути (25–30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. Это была безводная, каменистая пустыня, излюбленное место египетских пустынников, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся в ней иноков. От сей местности впоследствии получили наименование скита и другие иноческие пустынные обители, в коих ревностнейшие иноки селились для строжайшего уединения и ненарушимого безмолвия в Боге Едином.
245
Память преподобного Пимена Великого 27 августа.
246
Это дерево видел современник Иоанна в 402 г. Древо послушания и теперь еще цело, изобилует плодами и одето отличною зеленью.
247
Память преподобного Арсения Великого 17 мая.
248
Православная Церковь, именуя ее Таисией Младшею, вспоминает блаженную кончину ее 10 мая.
249
Память его 19 июня.
250
Святые мученики Онисифор и Порфирий пострадали в начале IV столетия. Селение Пангианское, иначе Панкеан, лежало в Македонии, около горы Пангей, от которого и получило свое наименование. О пребывании святых мощей из в этом селении и об истекавших от них чудесах есть упоминание в 9-й песни канона, составленного Иосифом Песнописцем (тропарь 3).
251
Маврикий царствовал с 582 по 602 г.
252
Блаженная Сосипатра уже прежде того начала приучать себя к евангельской жизни. Тетка ее Дамиана была игуменией Иерусалимской обители и потом жила затворницей. Сосипатра путешествовала в Иерусалим для поклонение святым местам его и год прожила у тетки, выслушивая уроки ее о духовной жизни. «В одно время, – говорит блаженная Дамиана, – пришла в святой город племянница моя, дочь императора Маврикия и провела целый год здесь. Однажды, взяв ее с собою, пошли мы к св. Косме и Дамиану. Стоя в храме, говорю я племяннице: «Смотри, госпожа, когда придет старица и будет давать тебе два нумула (полушка), возьми их, не гордись». Она со вздохом сказала: «Как это приму я? Я сказала ей: «Прими. Эта жена велика пред Богом. Каждую неделю Она раздает свои нумулы находящимся в храме. Прими лепты; приняв, отдай ты другому; только не отвергай усердие старицы», (см. «Луг духовный» Иоанна Мосха).
253
Кончина св. Евстолии относится к 610 г., св. Сосипатры к 625 г.
254
Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии, при самой большой реке Сирии, Оронте. Апамея в древности была главным городом области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме, жене Селевка I, правителя Сирии.
255
В начале VI в.
256
Тианы – древний город Каппадокии, у подножия Тавра, близ Киликийских ущелий.
257
Иер. 10:11.
258
Ин. 1:12.
259
Пс. 85:17.
260
Пядень – древняя мера длины. Она равнялась пространству от конца большого пальца до конца мизинца.
261
Кончина мученика Ореста последовала около 304 г. Память его празднуется еще 9 июля.
262
Поприще – мера расстояний, равняющаяся нашим 690 саженям. Следовательно, двадцать четыре поприща составляют тридцать три версты с небольшим.
263
Т. е. св. Димитрий Ростовский.
264
Память коих празднуется Церковью 13 декабря.
265
Из области Рахизинской.
266
Научное образование св. Милий получил в Бет-Лапете, в 80 верстах от Исфахана, одного из значительнейших городов Персии.
267
Эламская страна, или область, лежала по ту сторону Тигра, между южною Месопотамией, Мидией, Вавилонией и Ираном. Сузы – древнейший город Персидский, бывший богатою столицею Сузианы и резиденцией первоначально эламских, затем персидских царей.
268
Здесь разумеется персидский царь Сапор II.
269
Ум. в 350 г. Память его совершается 4 октября.
270
Пустыня Нитрийская – излюбленное место подвижничества древнехристианских отшельников, в Нижнем Египте, в 70 милях от Александрии.
271
Селевкия-Ктесифон – двойной город на р. Тигре, один из важнейших древних торговых пунктов на Востоке.
272
Это было в 334 г. Церковный раздор произошел из-за того, что один епископ Папа, еще за десять лет до этого отказавшийся от кафедры, заявил незаконные притязания на власть в Церкви.
273
4 Цар. 5.
274
Это было в 341 г., 12 ноября, но ради св. Иоанна Златоуста память их перенесена на 10 ноября.
275
Рим. 16:15.
276
Рим. 16:11.
277
Патры, ныне Патрас – богатый торговый город в королевстве Греческом, на берегу Патрасского залива.
278
Блаженная кончина апостолов Олимпа и Родиона последовала в 67 г.
279
Провинция в Греции.
280
Рим. 16:11.
281
Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонской области; ныне – Кония, главный город малоазийской турецкой области Карамании.
282
ВI веке, на о. Корфу, где он вместе с апостолом Иасоном, проповедовал христианство.
283
Рим. 16:23.
284
Город на севере Палестины.
285
Рим. 16:23.
286
Верит – нынешний Бейрут – древний город Финикии, на берегу Средиземного моря. В настоящее время столица Ливана.
287
Вместе с сими святыми апостолами Церковь воспоминает в сей день и апостола Тертия, память и изображение коего см. 30 октября. В церковной службе ныне воспеваются все шесть святых апостолов.
288
Котуан – древний город во Фригии. Фригия – большая область Малой Азии, обнимала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того, южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы), позднее причислявшийся к Мизии. Границы ее: на западе – Мизия, Лидия и Кария, на юге – Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке – Каппадокия, на севере – Галатия и Вифиния.
289
Оба императора царствовали вместе с 284 по 305 г., Диоклетиан – на Востоке, Максимиан – на Западе.
290
Рим. 10:20.
291
Пс. 98:1.
292
Рим. 8:35.
293
Евр. 12:29.
294
Мф. 10:28.
295
Мф. 10:18–19.
296
Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. В церковной службе этого дня вместе с мучеником Миною прославляются и свв. мученики Виктор, Викентий и Стефанида, но большинство церковных песнопений посвящено мученику Мине.
297
Александрия – знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 г. до Р. X. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря, (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом в мире; в начале IV в. стал центром христианства и резиденцией патриарха.
298
Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.
299
Исаврия – небольшая, мало исследованная и скрытая в горах местность древней Малой Азии, граничившая на востоке с Ликаонией, на севере с частью Фригии, на западе с Писидией. В Исаврии главным городом была Исавра (ныне Улубуиар) – город весьма богатый и многолюдный.
300
Антонин – римский император, более известный под именем Марка-Аврелия Философа, царствовал со 161 по 180 г.
301
Дан. 3:50.
302
Быт. 4:4.
303
Быт. 5:24.
304
Быт. 6:9.
305
Иов., Иак. 5:10–11.
306
Дан. 3:50.
307
лонию из своих ветеранов. Августополь известен также под именем Сарагосы. В настоящее время Сарагоса – главный город испанской области того же имени и столица бывшего королевства Арагонии, на правом берегу реки Эбро, имеющий около 100000 жителей.
308
Валенсия – главный город испанской провинции того же наименования. Он был заложен Брутом, основавшим здесь римскую колонию, после одержанной победы над лузитанами в 138 г. до Р. X. Находясь посреди замечательно плодородной долины, Валенсия принадлежит к прекраснейшим и замечательнейшим городам Пиренейского полуострова.
309
Блаженная кончина мученика Викентия последовала в 304 г. Мощи святого почивают в Риме, в церкви его имени, в загородном монастыре.
310
Пс. 33:21.
311
Фотин, отец прп. Феодора Студита, был сборщиком царских податей.
312
Константин V Копроним – византийский император-иконоборец, царствовал с 741 по 775 г.
313
Лев IV Хазар царствовал с 775 по 780 г.
314
Св. Ирина, супруга Льва Хазара, управляла по его смерти государством, за малолетством сына своего, Константина VI, с 780 по 797 г. и потом после него самостоятельно по 802 г.
315
«Eiprjvr|» с греческого значит «мир».
316
Св. Тарасий – патриарх Константинопольский с 784 по 806 г. Память его 25 февраля.
317
Второй Никейский.
318
Никея (ныне Исник) – на северо-западном берегу Малой Азии, на берегу Асканиева озера, в древности богатый и цветущий город Вифинии, ныне весьма бедный и малонаселенный. VII Вселенский Собор происходил под председательством самого Тарасия. Воспоминание VII Вселенского Собора совершается 11 октября.
319
Олимп – гора в Мизии на фригийско-вифинской границе в Малой Азии. Здесь находился славившийся подвижничеством своих насельников монастырь, именовавшийся «Символами», где и подвизался прп. Платон Исповедник. Память его совершается 5 апреля.
320
Как сам прп. Феодор упоминает о том в одном из своих сочинений, он был прежде женат, но на 22 году жизни посвятил себя иноческой жизни, равно как и супруга его Анна.
321
Сакудион – впоследствии знаменитый монастырь, недалеко от вифинской горы Олимпа.
322
Обитель монашеская была основана прп. Платоном в 782 г.
323
Впоследствии причислен к лику святых; память его совершается 26 января.
324
Св. Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской, величайший отец Церкви, оставивший многочисленные и замечательнейшие творения, как вития-проповедник, как истолкователь Писания и догматов христианских и апологет православного учения против еретиков, как учитель нравственности и благочестия и, наконец, как устроитель церковного богослужения и благочиния. Ум. в 379 г. Память его 1 января и совместно со св. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом – 30 января.
325
Св. Василий Великий был сам строгим подвижником и ревнителем иноческого аскетизма. Он поучался богоугодной жизни христианских подвижников в Египте и других странах, процветавших иночеством, и потом сам основал в пустыне Понтийской обитель, ставшую образцом для других обителей. Впоследствии он составил устав иноческий, т. н. «Большие и малые монашеские правила», в руководство иноческой жизни принятые и распространившиеся на Востоке в качестве законоположений для иноческих обителей.
326
Это было в 794 г.
327
В октябре 790 г., когда Константину было двадцать лет.
328
Первой супругой Константина была Мария, внучка прав. Филарета Милостивого, княжна из города Амнии (на северо-востоке Малой Азии), армянского племени; Константин вступил с нею в супружество по воле своей матери. Второй брак императора с Феодотией, бывшей до того времени придворной дамой, был заключен в 795 г.
329
Должность эконома «Великой», т. е. Константинопольской Церкви была одною из самых значительных должностей при Константинопольском патриархе; «эконом Великой Церкви» заведовал всею патриаршею казною и имел большое влияние на церковные дела.
330
Босфор – Константинопольский пролив, между Черным и Мраморным морями. Готы обитали в то время по Нижнему Дунаю.
331
Это было в 796 г. Солунь, или Фессалоники – весьма значительный древний город Македонии лежал в глубине большого Солунского, или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаге). В настоящее время город этот – под именем Салоники, с весьма многочисленным населением.
332
Т. е. обитавшие на Крымском или Таврическом полуострове (в западной и восточной его частях), где в то время было много греческих колоний, основанных в глубокой древности.
333
Папой Римским был в то время св. Лев III (796–816 гг.).
334
Это было 19 августа 797 г.
335
Агаряне, т. е. мусульмане-арабы, которые назывались так по имени Агари, матери Измаила, от которого и произошло племя арабов. Арабы в то время, пользуясь частыми смутами при византийском дворе, делали опустошительные набеги на пределы Византийской империи.
336
Ис. 26:20.
337
Патрициями назывались в Римской и Византийской империях лица высшего сословия, соответствующего нашему родовитому дворянству. Проконсулами назывались наместники императора в провинциях и областях.
338
Монастырь «неусыпающих» был основан в V столетии в Константинополе прп. Александром (ум. в 430 г.), по смерти которого иноки этой обители переселились в Вифинию, северо-западную область Малой Азии, где основали свой монастырь и откуда впоследствии возвратились опять в Константинополь. «Неусыпающими» иноки этих монастырей назывались потому, что в них богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток.
339
Прп. Феодор Студит был поставлен игуменом Студийского монастыря в 798 г.; по имени монастыря сего, он и остался известным под именем «Студита».
340
Св. пророк Моисей Боговидец, для лучшего руководства и наблюдения за народом израильским, избрал себе способных помощников, которые судили народ во всякое время, донося о всяком важном деле ему, а малые дела решая сами (Исх. 18:19–27). Подобно сему поступил и прп. Феодор Студит для лучшего наблюдения за иноками.
341
Екклесиарх – с греческого «начальник храма», обязан был наблюдать за церковным зданием и чистотой в нем, а также порядком богослужения в монастыре, по указаниям церковного устава.
342
В настоящее время по спискам известны следующие сочинение прп. Феодора, касающиеся устава и чина церковного: «Изображение постановления обители Студиевой», епитимии для всей братии и определение о сыропустной седмице. Студийский устав отличается от других уставов монастырских, и в том числе Иерусалимского, более правилами монашеской жизни, чем богослужебными. Но при этом церковный устав обязан прп. Феодору и значительным дополнением, касающимся состава и округленности церковных служб. Служба по Студийскому уставу была несколько короче и не так торжественна, как по Иерусалимскому. Позднее, в конце XI в., он был введен в руководство Русскою Церковью и держался в ней до половины XIV в., когда начинает уступать Иерусалимскому, но по местам оставался в силе гораздо дольше, а в некоторых монастырях русских он действовал даже до последнего времени.
343
Кроме устава, прп. Феодором Студитом написано много других сочинений, главное направление которых – назидание души во спасение. Прп. Феостирикт, один из близких к Феодору по времени учителей Церкви, наименовал его «пламенным учителем Церкви». Преподобный писал слова, оглашения, письма к разным лицам, эпиграммы, жизнеописания. К числу догматических его сочинений относятся: догматическая книга об иконах против иконоборцев, семь глав против них же и многие из писем, изображающие историю иконоборства. Затем, сочинения преподобного заключают в себе увещание вести жизнь христианскую, из каковых сочинений известны два катехизиса, большой – из 264 наставлений и малый – из 134. Эти наставления и увещания преподобный произносил сам братиям, каждое приспособляя ко дню. Кроме того, от прп. Феодора остались: книга с похвальными словами на Господские праздники, на празднования Богоматери, Иоанна Предтечи и апостолов, о жизни подвижнической несколько глав, эпиграммы и ямбические стихи, коими написаны: книга о сотворении и падении Адама, братоубийстве Каина, о Енохе, Ное и его детях и гимн св. Иоанну Предтече. Далее следуют каноны и трипеснцы со стихирами, включенные в состав Постной Триоди (на субботу мясопустную о Страшном Суде Христовом, на субботу сырной недели всем отцам, на третью неделю Великого поста Святому Кресту, трипеснцы со стихирами на все дни, за исключением страстной седмицы, четверопеснцы на вторую, третью, четвертую и пятую седмицы Великого поста и др.), умилительный канон Господу Иисусу «для пения в нощи».
344
Никифор I царствовал с 802 по 811 г. В царствование Ирины он был хранителем государственной казны.
345
Преемник св. Тарасия, св. Никифор I Исповедник, управлял патриаршей кафедрой с 806 по 815 г. Ум. в 826 г. Память его 2 июня и 13 марта (обретение мощей).
346
Это было в 809 г.
347
Фракия – область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова.
348
Под варварами, которые далее называются скифами, здесь разумеются болгары, в 809 г. сделавшие, под начальством Крума, нападение на северные пределы империи.
349
Михаил I Рангав, свояк Ставрикия, царствовал с 811 по 813 г.
350
Куропалатами назывались при византийском дворе начальники дворцовой стражи.
351
Прп. Платон ум. в 814 г.