Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь - стр. 14
Когда однажды он возлежал в своем дому, отрок его, исполнившись пророческого духа, поцеловал его в голову и сказал:
– Блаженна сия глава, потому что она приимет мучение за Христа.
Он возрадовался этому пророчеству и сказал:
– Да будет мне, чадо, по слову твоему.
Вместе с Акепсимом сидел бывший у него в то время один возлюбленный друг его, епископ соседнего города. Услышав сказанные отроком слова, он улыбнулся и сказал отроку:
– Скажи мне, чадо, – не знаешь ли чего и о нас?
Боговдохновенный отрок отвечал:
– Ты не увидишь более своего города, но преставишься на пути к нему, в селении Етрадан[38].
Мучение святых Акепсима, Иосифа, Аифала. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. 1547 г. Афон. Монастырь Дионисиат
Пророчество этого отрока исполнилось на обоих епископах. Один умер на пути, в упомянутом селении, глава же епископа Акепсима, действительно, сподобилась мученического венца. Это произошло следующим образом.
Нечестивый персидский царь Сапор воздвиг великое гонение в своей земле на христиан. В самый день спасительных страданий Христовых он послал во все подвластные ему страны повеление, чтобы были перебиты во всей Персии все исповедующие Христа. И бесчисленное множество христиан было в то время без пощады перебито нечестивыми по городам и селениям.
Больше всех пылали яростью на христиан жрецы и волхвы[39]; они старательно разыскивали укрывающихся и, вытаскивал их из домов и потаенных мест, предавали лютой смерти. Иные из верующих сами предавали себя в руки их и доблестно проливали свою кровь. Многие из придворных лиц были умерщвлены за Христа. Евнух[40] Азадис, которого царь весьма любил, был вместе с ними предан смерти, как истинный раб Иисуса Христа и исповедник Его Пресвятого имени.
Царь, узнав о смерти своего возлюбленного евнуха Азадиса, весьма сожалел о нем и прекратил поголовное истребление христиан, отдав лишь повеление разыскивать вождей и учителей христианской веры для предания их на смерть.
Когда это повеление царя было оглашено повсюду, начальники волхвов и жрецов старательно обходили всю Персию, ища христианских епископов и священников и предавая их разным способам смерти.
В это время был взят и святой епископ Акепсим. Когда взявшие выводили его из дому, некто из домашних, подойдя к святому, сказал ему на ухо:
– Сделай какое-либо завещание о своем доме.
Он же, показывая рукою на дом, сказал:
– Этот дом уже не мой, ибо я без промедления пойду к горнему дому[41].
По прибытии в город Арбелу[42], когда его привели к князю волхвов, которому имя было Адрах, князь спросил святого Акепсима: