Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь - стр. 44
Святитель Митрофан Константинопольский. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. 1547 г. Афон. Монастырь Дионисиат
В это время император Константин Великий прибыл во Фракийскую область[82] и остановился в Византии. Увидав здесь святителя Митрофана, император из бесед с ним познал, что тот – великий угодник Божий, и много дивился добродетельной жизни святителя и его премудрости. Горячо полюбив его и желая наслаждаться богодухновенными его речами, он взял того с собою в Рим.
Вскоре после того император Константин пожелал перенести свою столицу из Рима в Византий. Город этот ему очень понравился, как по своей красоте, так и по выгодному местоположению своему. Он находился в юго-восточном углу Балканского полуострова на берегу Босфора, пролива, соединяющего
Чермное море со Средиземным и Мраморным морями. Прекраснейшие дороги с суши и с моря вели к этому городу, и вся окружающая местность изобиловала различными земными плодами. Все это так понравилось Константину, что он решил перенести сюда столицу империи. Новую столицу император украсил прекраснейшими зданиями и наименовал ее Новым Римом.
Но, по имени его создателя, город чаще называли Константинополем, то есть городом Константина, а как резиденция императоров он именовался еще Царьградом. Перенесши в Византий столицу империи, Константин перевел сюда также из Старого Рима святителя Митрофана, нарек его своим отцом и исходатайствовал ему у епископов, собравшихся в Никее на I Вселенский Собор[83], титул патриарха. Митрофан был, таким образом, первым патриархом Константинопольским.
По причине глубокой старости и телесной немощи сам Митрофан не был на Соборе в Никее. Вместо себя он послал сюда своего хорепископа[84]Александра – мужа почтенного, святого и престарелого, подъявшего много трудов на пользу церковного мира во Фракии и Иллирии[85]. Он на Соборе занимал место своего патриарха Митрофана и противостоял Арию.