Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь

1

По завоевании Палестины римлянами (I в. по Р. X.).

2

Нынешний Наблус.

3

Основатель стоического учения – Зенон (III в. до Р. X.). Оно было по преимуществу практическим и имело целью научить господству над страстями и равнодушию при всяких обстоятельствах жизни.

4

Перипатетики – последователи Аристотеля (IV в. до Р. X.). Они учили, что всякое познание берет начало из опыта.

5

Характер учения Пифагора (V в. до Р. X.) виден из наставлений пифагорейца Иустину.

6

Платон (IV в. до Р. X.) признавал врожденными понятия о Боге, истине и добре, самостоятельность существования души и т. п. Его учение ближе к христианскому, чем прочие древние философские учения.

7

Софисты отрицали возможность положительного знания вещей и брались за доказательство любой, даже ложной, мысли. Отсюда софизм – правильный вывод из ложного основания.

8

Сивиллы – предсказательницы будущего у греков и римлян. В приписывавшихся им предсказаниях указываются довольно ясно различные обстоятельства земной жизни Спасителя.

9

Рим – главный город Римского государства, лежит в средней части Италии по обеим сторонам реки Тибра, при впадении ее в море.

10

Маркион принадлежал к еретикам-гностикам и учил, что видимый мир сотворен не Богом, а низшими Его силами; Ветхий Завет он отвергал.

11

Циники (основатель учения – Антисфен, IV в. до Р. X.) доводили до крайности учение о простоте в жизни, отвергая науку, искусство и всю внешнюю культуру.

12

Известны две апологии св. Иустина: первою, написанною не ранее 150 г. и заключающею в себе 68 глав, он пытался доставить христианам покровительство императора Антонина; второю (написанною приблизительно в 162 г.) – расположить Марка Аврелия к более кроткому обращению с христианами. В своих апологиях Иустин Философ говорит «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан».

13

Доблестные мужи, в пору тяжких гонений на христиан в II и III вв. выступавшие пред римским правительством и обществом в качестве литературных защитников христиан и обличителей язычества, в истории Церкви известны под именем апологетов – т. е. защитников, а их сочинения носят общее название апологий. В истории христианской Церкви известны следующие апологеты; на Востоке – Аристид, Кодрат, Мелитон, еп. Сардийский, Татиан, Афиноген, Мильтиад, св. Феофил, еп. Антиохийский; на Западе – Минуций Феликс, Квинт Септимий Тертуллиан, Арнобий, Лактанций и св. Киприан, еп. Карфагенский.

14

Ефес – главный город малоазийской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего Ефеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айя-Солюк.

15

«Разговор с Трифоном Иудеянином».

16

В 165–166 гг.

17

Кроме упомянутых, древним известны были сочинения святого Иустина «Замечание о душе», а также «Обличение против эллинов», «Речь против эллинов», содержавшие в себе обличение язычества. Святым Иоанном Дамаскином сохранена значительная часть не дошедшего до нас сочинения Иустина о Воскресении. Известный церковный историк Евсевий утверждает, что Иустином были написаны книги «Певец», «Обличение всех бывших ересей» и книга «Против Маркиона». Сам Иустин Философ в первой апологии упоминает о своем сочинении против ересей. Самым замечательным произведением Иустина Философа являлось сочинение-диалог против иудеев под заглавием «Разговор с Трифоном Иудеянином».

18

близ Днепра. Богоугодная подвижническая жизнь прп. Антония собрала около него многих, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь. Скончался прп. Антоний 90-летним старцем, после 46-летних подвигов в пещере, в 1073 г., 7 мая. Память его 10 июля.

19

Всеволод Ярославич княжил первый раз шесть месяцев (1075–1076 гг.) и второй раз с 1078 по 1093 г.

20

Владимир Всеволодович княжил затем в Киеве с 1114 по 1125 г.

21

Армяне разделяют монофизитскую ересь, осужденную IV Вселенским Собором в Халкидоне (451 г.) и отвергают все последовавшие за ним Вселенские Соборы. Сущность монофизитской ереси состоит в учении, что Господь Иисус Христос, рожденный из двух природ, или естеств, пребывает не в двух – ибо человеческая природа в Лице Бога Слова так тесно соединилась с Его Божественною природою, что только мысленно может от нее отличаться. В Древней Руси вообще существовал взгляд на армян, как на злых еретиков: так, митрополит Киприан (1376–1406 гг.) в своих канонических ответах писал игумену Афанасию: «Армянская же ересь гнуснейшая паче всех ересей; сего ради не достоит православному крестьянину (т. е. христианину) ни едино же общение имети с ними».

22

Прп. Агапит скончался не позднее 1095 г., мощи его почивают в пещере св. Антония.

23

Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 г. в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим», вероятно, потому, что из всех озер Вологодского края оно – самое большое.

24

Поприще – мера расстояние в 690 саженей.

25

Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера, у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил.

26

Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан Григорием, архиепископом Ростовским, и, по мнению преосвященного Филарета, еще до окончания постройки храма на Лучице.

27

Эта церковь построена была в 1403 г. Кубенский князь Димитрий, желая оказать помощь преподобному Дионисию, прислал для ее построения своих мастеров, плотников.

28

Эта вторая церковь построена была через 9 лет после первой, в 1412 г.

29

Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре, в иконостасе собора, есть образ преподобного Кирилла – тоже его работы, и др.

30

Так назван здесь Покровский монастырь, из которого удалился преподобный.

31

Этот храм был построен в 1420 г.

32

Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду, в воскресный день, 1 июня 1437 г. Московский Собор, бывший в 1547 г., при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в XVI столетии была построена первая церковь во имя его. Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы – одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, – обе, по преданию написаны преподобным Дионисием.

33

Весь Христови, т. е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых.

34

Всевидящее око, т. е. всевидящий Бог.

35

Константинополь, или Царьград – столица Византийской империи (ныне Турецкой империи); основана императором Константином Великим в IV в. по Р. X. на месте прежнего города Византия.

36

Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 г.

37

Нотарий, собственно, значит «скорописец». В первые века по Р. X. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями.

38

Адамант в переводе с греческого языка значит «алмаз» – камень, отличающийся своею твердостью.

39

Никея – в описываемое время значительный город Вифинской приморской области, ныне представляет собою бедное селение с названием Исник. Замечателен в истории христианской церкви тем, что здесь в 325 г. был I Вселенский Собор.

40

Лев IV Хазар царствовал с 776 по 780 г.

41

За малолетством ее сына, императора Константина VI, вначале царством управляла Ирина.

42

Седьмой Вселенский Собор 787 г., бывший в Никее, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание.

43

Босфор, или Константинопольский пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, назван Фракийским в отличие от многих проливов, получивших то же название.

44

Никифор царствовал с 802 по 811 г.

45

Патриархом был с 784 по 806 г. Память его 25 февраля.

46

Михаил I – с 811 по 813 г. Куропалат – начальник дворцовой стражи.

47

Лев Армянин царствовал с 813 по 820 г.

48

«Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19).

49

Прп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь вначале под руководством своего дяди, преподобного Платона (память его 5 апреля), защитника иконопочитания на VII Вселенском Соборе. Впоследствии прп. Феодор сделался настоятелем Студийского монастыря в Константинополе; монастырь этот, под его управлением, достиг небывалой высоты. Прп. Феодора дважды высылали из Константинополя за обличение императора Константина VI, незаконно разведшегося со своею супругою Марией и увеличившего тяжесть своего преступления незаконным браком с Феодотой. По возвращении в Студийский монастырь из ссылки, когда вспыхнуло гонение на святые иконы, прп. Феодор, не обращая внимания на угрозы иконоборцев, открыто совершал с честными иноками крестные ходы. Тогда император Лев Армянин послал его в заточение, где тот содержался в сырых и душных темницах, неоднократно подвергаясь жестоким побоям. При Михаиле Косноязычном св. Феодор был возвращен из заточения, но жил недолго, изнуренный заключением. Умер в возрасте 67 лет, в 826 году, 11 ноября, когда и совершается его память. В минуту кончины святого Феодора прп. Иларион Далматский видел сонм ангелов, нисходящих с неба, и слышал голос: «Се, душа Феодора, игумена Студийского, в торжестве восходит горе и ее встречают небесные силы». Св. Феодор оставил после себя многочисленные сочинения в виде слов, оглашений, писем, канонов, стихир, эпиграмм и жизнеописаний. Наиболее полное изложение сочинений прп. Феодора на русском языке предпринято редакцией журнала «Христианское чтение» в качестве приложения к этому журналу за 1907 и 1908 гг.

50

Носитель царского меча.

51

Хрисополь – в Вифинии, близ Византия, ныне Скутари.

52

По греческому оригиналу – в монастырь Доброго («АуаЭос;»), то есть Христа, но латинский переписчик перевода вместо «Вопі» («добрый») поставил «Bovi» – «вол», отсюда и явилось в славянском переводе – Волуе.

53

Проконнис – остров на Мраморном море; ныне Мармара.

54

Св. Никифор скончался 2 июня 828 г.

55

С 855 по 867 г.

56

Св. Феодора – с 842 по 855 г.

57

По своим сведениям и дарованиям св. Никифор был выдающимся человеком времени; он оставил после себя: а) Сочинения исторические: 1) «Краткая история», где обозреваются события со времени убийства Маврикия (602 г.) до времени Константина и Ирины (780 г.); 2) «Хронология», или летопись царей и патриархов до 820 г. б) догматические: 1) письмо к папе Льву III с исповеданием веры; 2) спор с императором Львом Армянином в защиту св. икон; 3) «Апология» и 4) четыре апологетики за православие против иконоборцев; в) канонические: 1) 37 правил; 2) Каноническое послание с 16 правилами и 3) 17 кратких правил.

58

Фрягами назывались в старину на Руси преимущественно генуэзцы, потом – западные европейцы вообще.

59

По мнению известного историка церкви Е. Е. Голубинского указываемый здесь Белград есть нынешние Бессарабские Бельцы. Другие под Белградом разумеют Аккерман.

60

По житию св. Иоанна, составленному пресвитером Молдовлахийской Церкви (с 1416 г. южнорусский митрополит, ум. в 1419 г.), а также и по службе мученик пострадал от огнепоклонников, а по греческому мартирологу – от магометан. Но из истории не видно, чтобы эти огнепоклонники были персы или магометане: в половине XIV в., когда приблизительно скончался великомученик Иоанн, Аккерманом владели половцы, у которых, как и у татар во время Батыя, могло быть поклонение огню.

61

Греч. «ἀδασμάς» – алмаз; камень, отличающийся твердостью.

62

Св. мученик скончался, вероятно, не позднее 1340 г.

63

Сделан митрополитом Молдовлахийским в 1401 или 1402 г.

64

Нынешняя, как некоторые полагают, Журжа – город в Румынии, на левом берегу Дуная, против Рущука.

65

Аврелиан царствовал с 270 по 275 г.

66

Никомидия – город малоазийской области Вифинии на берегу Пропонтиды (Мраморного моря).

67

Византий – мегарская колония, основанная в 658 г. до Р. X на европейской стороне Босфора, занимала господствующее положение на узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным. В 330 г. Константин Великий, после победы над Ликинием, перенес сюда столицу Римской империи, и Византий стал называться Константинополем, Новым Римом.

68

Св. Дионисий Ареопагит (член ареопага – высшего правительственного места в Афинах) обратился к христианству под влиянием проповеди апостола Павла (Деян. 17:34) и им же рукоположен во епископа Афинского; затем, в 90 г., послан был в Галлию для проповеди евангельской вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Пострадал с ними в 96 г. при Домициане. Память его 3 октября.

69

Св. Климент занимал кафедру с 91 по 100 г. Память его 25 ноября.

70

Тицин, нынешняя Павия – древний город в Цизальпинской Галлии, на левом берегу Тинина, недалеко от его впадения в Пад.

71

Арелат, ныне Арль – в описываемое время цветущий город, расположенный по обоим берегам Родана в Нарбонской Галлии.

72

Самая северная провинция Галлии (лат. «Belgica»), получившая свое название со времени Августа (ум. в 14 г. по Р. X.).

73

Домициан царствовал с 81 по 96 г.

74

Ныне – Бове во Франции.

75

Поприще – приблизительно 690 сажен.

76

Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.

77

Пров, или Проб – император римский, царствовал с 276 по 282 г.

78

Св. Тит занимал византийский епископский престол с 242 по 272 г.

79

Дометий был епископом Византия с 272 по 303 г.

80

Пров святительствовал с 303 по 315 г.

81

Св. Митрофан, первый патриарх Константинопольский, занимал патриарший престол с 315 по 325 г.

82

Фракия находилась в восточной оконечности Балканского полуострова и примыкала к морям Черному и Мраморному. В настоящее время – это Восточная Румелия, турецкая провинция.

83

Собор происходил в 325 г. и созван был для обличения ереси Ария, учившего, что Сын Божий не единосущен, а только подобосущен Отцу и есть тварное Существо, стоявшее, однако, выше прочих тварей. На этом соборе присутствовало 318 епископов, съехавшихся из различных стран, находившихся в пределах Римской империи.

84

Хорепископ – сельский епископ, бывший в подчинении у городского.

85

Иллирия – провинция, обнимавшая все восточное прибережье Адриатического моря с лежащими за ним местностями. Теперь на месте этой провинции – Албания, Далмация и Босния.

86

После св. Митрофана патриархом Константинополя действительно был святой Александр (с 325 по 340 г.), а после него св. Павел, занимавший патриарший престол с некоторыми перерывами с 341 по 350 г.

87

Св. Александр занимал александрийский престол с 312 по 326 г.

88

После св. Александра патриархом Александрийским действительно стал святой Афанасий, занимавший Александрийскую кафедру с 326 по 373 г. На его долю выпало много преследований от ариан и арианствующих императоров. Несколько раз он скрывался из города, спасаясь на Западе; иногда его изгоняли из Александрии ариане. Такую же участь разделил с ним и св. Павел, патриарх Константинопольский.

89

Римский император Антонин, прозванный язычниками Пием, т. е. «благочестивым», царствовал со 138 по 161 г.

90

Марк Аврелий занимал римский императорский престол со 161 по 180 г.

91

Именем Требула назывались три городка в Сабинской земле, расположенной в средней Италии, на восток от Рима. Вследствие того, что в дальнейшем говорятся о том, как св. Конкордия призвал к себе тусский эпарх, обитавший в Сполете, в провинции Умбрии, нужно думать, что город, обозначенный здесь под именем Требула, находился в северной части Сабинской земли, недалеко от Умбрии, провинции, расположенной к северо-востоку от Рима.

92

Тусками римляне называли жителей Этрурии, провинции, находящейся на западе средней Италии, к северу от Рима. Таким образом, тусский эпарх был правителем Этрурии.

93

Сполет, ныне Сполето – город в средней Италии, в древней Умбрии, на границе с Этрурией. Вероятно, Умбрия и Этрурия находились под властью одного правителя.

94

Зевс, по-римски Юпитер, почитался главным божеством, отцом богов и людей; он являлся повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей.

95

Это было около 175 г.

96

Петрагорийская епископская кафедра иначе называлась Перичевскою. Город Перичев находился в южной Галлии.

97

Римский император Клавдий царствовал с 41 по 54 г.

98

Киликия – область Малой Азии, расположенная в юго-восточной части ее, на границах с Сирией и по южному берегу Средиземного моря.

99

Гора Синай представляет собою, собственно, группу гор, состоящих из гранитных скал, прорезанных и окруженных крутыми и шероховатыми долинами. Лежит почти посредине известных рукавов Чермного (Красного) моря, образующих собою Синайский полуостров. Она состоит из трех горных хребтов. Юго-восточная вершина среднего хребта и была местом известного Синайского законодательства. С IV в. по Р. X. Синайская гора стала излюбленным местом подвижников и была вся усеяна монастырями.

100

Ливия – провинция в Северной Африке, к западу от Египта. Прилегающая к Средиземному морю часть Ливии была обитаема, другая же, уходящая в глубь материка, представляла пустыню с несколькими оазисами. Это самая восточная оконечность известной пустыни Сахары, простирающейся от Египта почти до самых берегов Атлантического океана.

101

Авва – сирское слово, значит «отец». Это наименование давалось обыкновенно начальникам монастырей, а также и старшей братии. Новоначальный инок, отданный для искуса под руководство какому-нибудь опытному старцу, также обращался к нему с этим словом – «авва».

102

Прп. Дорофей жил и подвизался в конце VI и начале VII вв. Прежде чем удалиться в пустыню для иноческих подвигов, он в молодых летах много занимался науками. Потом, сделавшись иноком, он с тою же любовью и неутомимостью предался упражнению в добродетели. Обитель, в которой он подвизался, была основана, собственно, Серидом, жившим в VI в., но авва Дорофей пользовался среди современного монашества такою известностью, что эта обитель часто называлась его именем. Обитель эта представляла собою такой вид общежительного монастыря, в котором братия не только стол, но и одежду и т. п. получали от монастыря, по распоряжению настоятеля, а со своей стороны весь свой труд и его плоды представляли обязательно на общую потребу монастыря. Такие обители и назывались киновиями (от греч. слов «kolvoc;» – «общий» и «(Зюс;» – «жизнь»).

103

Город Газа расположен на восточном берегу Средиземного моря, в самой южной оконечности Палестины, недалеко от Египта; некогда он был южным пределом хананеев.

Во время могущества римлян Газа была значительным торговым городом Палестины; это значение поддерживалось за нею некоторое время и позднее, во времена Византийской империи. Но с течением времени этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал великий город.

104

Диосполь – палестинский город, на северной дороге от Иерусалима к Иоппии (Яффе).

105

Разумеется, по-видимому, пустыня, находившаяся около города Порфиргона, что в Финикии, близ Кармильской горы (к югу от Птолемаиды). Пустыня эта и в особенности Кармильская гора были наполнены иноками.

106

Галатия – небольшая гористая, но плодородная, провинция Малой Азии, лежавшая между Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от галатов – воинственных племен галльского или кельтического происхождения.

107

Мелитина – область в северной части Малой Армении, недалеко от р. Евфрата. При императоре Траяне (98-117 гг.) здесь разрослось до размеров значительного города селение того же имени, что и область.

108

Прп. Евфимий Великий был родом также из Мелитины. Подвизался он в Палестине, где основал две обители: одну – в пределах Иерихонских, в 14 верстах от Иерусалима на северо-восток, а другую – в 4-х верстах от первой, на горе. Он собрал вокруг себя много славных подвижников, из которых некоторые положили начало многим обителям. Скончался на 97 году от рождения, в 473 г. Память его – 20 января.

109

Поприще – мера расстояния; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1 380 саженей, или 2 версты.

110

Монастыри Синайской горы находились под ведением одного общего начальника – аввы Синайской горы.

111

Александрия была главным городом Египта и североафриканских провинций. Основана была Александром Македонским в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. После Рима Александрия считалась первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства – рассадником христианского просвещения. С V в. епископ Александрии пользовался титулом патриарха, и ему были подчинены все церкви Египта, Ливии и Северной Африки. Синайский полуостров, с его монастырями, также находился в ведении Александрийского патриарха. В настоящее время Александрия (по-турецки и по-арабски «Искендери») принадлежит к числу важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230 000 жителей.

112

Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу Нила, на одном из его восточных рукавов, на юге Нижнего Египта.

113

Леонтополь – город в Среднем Египте.

114

Халдея находилась в Месопотамии, по рекам Тигру и Евфрату.

115

Скончался в конце VI в.

116

Диоклетиан царствовал в восточной половине Римской империи с 284 по 305 г.

117

Тир находился в Финикии и был расположен на берегу Средиземного моря.

118

Константин Великий царствовал с 306 по 337 г.

119

Юлиан Отступник был императором с 361 по 363 г.

120

Удский город, или Уд, находился в малоазийской провинции Мизии. На месте древнего Уда находится теперь город Варна.

121

Это было около 362 г.

122

С точностью неизвестно, какие именно сочинения написаны святым Дорофеем; полагают, что им написан «Синопсис», или собрание сказаний о житии пророков и апостолов; но не все ученые разделяют это мнение.

123

Кончина прп. Анувия последовала в IV в.

124

Преподобный Феодор подвизался в VI в.

125

Игорь Олегович управлял Киевом всего только две недели (в 1146 г.). Он причислен Церковью к лику святых. – Память его 5 июня.

126

Изяслав Мстиславич был великим князем Киевским с 1146 по 1149 г; потом вторично с 1150 по 1154 г.

127

Владимир Всеволодович Мономах правил Киевом с 1114 по 1125 г.

128

Митрополит Михаил II занимал Киевскую кафедру с 1131 г по 1146 г.

129

Климент управлял Киевской митрополией с 1147 по 1164 г.

130

Георгий (или Юрий) Владимирович Долгорукий занимал великокняжеский киевский престол три раза: в первый раз с 1149 по 1160 г.; во второй – в конце 1150 г. и в третий – с 1154 по 1157 г.

131

Митрополит Константин управлял Киевскою митрополией с 1155 по 1158 г.

132

Мстислав Изяславич занимал киевский престол в 1158 г.; затем в 1168 г.

133

Кончина блаженного Константина последовала в 1159 г.

134

Святослав Олегович княжил с 1137 по 1165 г.

135

Ростислав Мстиславич управлял Киевом в 1154 г. (только одну неделю); потом вторично с 1158 по 1167 г.

136

Год кончины святых мучеников точно неизвестен. Преосвященный Филарет относит год их кончины на время царствования Максима, который в 305 г. получил верховную власть над Сирией и Египтом и в своих владениях жестоко преследовал христиан. Царствовал с 305 по 312 г.

137

Память его празднуется Святой Церковью 4 марта.

138

Память его – 4 февраля.

139

Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель, живший за пятнадцать веков до Рождества Христова; родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта, избавив их от тяжкого египетского рабства. На горе Синай он получил Десять заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все полученные им от Бога заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (Пятикнижие Моисеево). – Память св. пророка Моисея празднуется Церковью 4 сентября.

140

Как известно, вода в морях бывает обыкновенно соленою.

141

Иисус Навин – вождь народа еврейского, руководивший ими после смерти Моисея.

142

Аморреи – одно из языческих племен, населявших землю Ханаанскую. Аморреи, по переводу с еврейского, значит «жители высоких мест»; им противопоставляются ферезеи, «жители низменностей>. Незадолго до исхода евреев из Египта аморреи захватили восточную Иорданскую область, очень плодородную. Иисус Навин сражался с аморреями и разбил пять аморрейских царей (Нав. 10:5-11).

143

Илия – знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы Галаадской, живший и действовавший в дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Илия из числа всех пророков отличался особенною ревностью о славе Божией. История его жизни и деятельности излагается в 3 и 4 Книгах Царств (3 Цар. 17–20; 4 Цар. 1–2) – Память его празднуется Святой Церковью 20 июля.

144

Елисей – пророк израильский, преемник пророческого дара св. Илии. – См. житие его ниже, под 14 июня.

145

Кончина преподобного Виссариона последовала в конце IV или в начале V в.

146

Каппадокия – малоазийская область.

147

Далматская обитель была основана, собственно, святым Исаакием, подвизавшимся в IV в. (см. житие его под 30 мая); но название свое она получила от имени игумена Далмата, преемника Исаакия, управлявшего обителью в продолжение 55 лет.

148

Память его празднуется Святой Церковью 20 ноября.

149

Память его празднуется Святой Церковью 21 октября.

150

Олимп – гора в малоазийской области Мизии, на границе между Фригией и Вифинией. Здесь, между прочим, находился монастырь «в Символах», славившийся строгою подвижническою жизнью своих насельников.

151

Никифор I патриаршествовал с 806 по 815 г.

152

Лев V Армянин царствовал с 813 по 820 г.

153

Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ Наколийский, живший в VIII в. Неразумно смешивая иконопочитание с идолопоклонством, иконоборцы жестоким и настойчивым преследованием иконопочитания хотели искоренить его из Православной Церкви. Самыми ярыми защитниками этой ереси были императоры Лев Исаврянин (царствовал с 717 по 741 г.) и Константин Копроним (с 741 по 775 г.). Эта ересь была осуждена на VII Вселенском Соборе, бывшем в 787 г. в Никее.

154

Феодот I Касситер патриаршествовал с 815 по 821 г.

155

Иноки, очевидно, дали обещание слушаться императора вообще во всех его распоряжениях; противных же вере православной распоряжений они, конечно, не могли исполнять.

156

Обитель Фанеева находилась между Византием и Понтом.

157

Местонахождение сей обители неизвестно.

158

Протильский город или, вернее, протильский лагерь; местонахождение его неизвестно.

159

Михаил II Травл (Косноязычный) царствовал с 820 по 829 г.

160

Память его празднуется Святой Церковью 11 ноября.

161

Феофил царствовал с 829 по 842 г.

162

Остров Афусия, или Офиусса, находился в заливе Паса-Лимани, близ Константинополя.

163

Кончина преподобного Илариона последовала в 845 г.

164

Диоклетиан царствовал с 284 по 305 г.

165

Кампания находилась в древней Италии и граничила на западе с Лациумом, на севере с Самниумом, на востоке с Луканией и на юге с Тирренским морем. В этой итальянской провинции впервые начали (с VIII в.) отливать колокола, почему они и называются в церковном Уставе кампанами (ранее были в употреблении била или железные доски).

166

Город Нола лежал к югу от Капуи; существует и в настоящее время (теперь находится в итальянской провинции Казерта) и имеет около 15 000 жителей.

167

Город Салерно находился у Тирренского моря; существует и в настоящее время.

168

Кронос – по греческой мифологии младший сын Урана и Геи, один из титанов. Он считался покровителем посевов и жатв, почему и изображался с серпом в руке.

169

Наименование Трисмегиста усвоялось Юпитеру, или Зевсу.

170

Гермес – бог благополучия.

171

Афродита, или Венера – богиня любви и красоты.

172

Гера – покровительница браков и родов.

173

Афина, или Минерва – богиня мудрости.

174

Зевс, или Юпитер – верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и виновником всего существующего.

175

Кончина святых мучениц последовала в 293 г.

176

Император Диоклетиан управлял восточною половиною Римской империи с 284 по 305 г.

177

Максимиан Геркул управлял западною половиною Римской империи с 284 по 305 г.

178

Максимиан Галерий управлял Востоком с 305 по 311 г.

179

Максенций управлял Западом с 305 по 312 г.

180

В ведении Максимиана находились Африка, Испания и Италия.

181

Следует заметить, что термы у древних римлян – язычников – были не только банями, но и блудилищем.

182

С целью стеснить и ослабить израильтян фараон Египетский назначил им тяжелые работы. В сравнительно короткое время (от смерти Иосифа до выхода из Египта) израильтяне выстроили египтянам три города – Пифом, Раамсес и Илиополь (Исх. 1:1-14).

183

Геркулес, или Геракл – национальный древнегреческий герой. По сказанию греческой мифологии, Геркулес был сыном Зевса и Алкмены, жены тиринфского царя Амфитриона. Геркулесу усвоилась большая физическая сила, почему он считался богом-покровителем гимнастов и гладиаторов.

184

Мамертинская темница находилась в северной части города Рима. Она предназначалась главным образом для государственных преступников, к числу которых относили и христиан. В этой темнице были заключены, по преданию святые апостолы Петр и Павел (память их 29 июня). Эта темница в реставрированном (восстановленном) виде сохранилась и до настоящего времени, причем то отделение темницы, где были заключены апостолы Петр и Павел, как священное место, охраняется католиками с особенным вниманием.

185

Оглашение – изустное наставление в истинах веры православной, преподававшееся в Древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству Крещения. Имея право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений и даже присутствовать при первой и второй частях литургии (проскомидии и «литургии оглашенных»), оглашенные пред наступлением третьей, самой важной части литургии («литургии верных») должны были немедленно выходить из храма, о чем и оповещалось диаконом возгласом, и доселе сохранившимся в Православной Церкви при совершении литургии. Срок оглашения был неодинаков; многие пребывали оглашаемыми в продолжение всей жизни. В случае необходимости срок оглашения сокращался до нескольких дней или даже нескольких часов (как, например, в данном случае). – Церковный обряд оглашения и доселе совершается в Православной Церкви; он состоит в прочтении молитв над приступающим к крещению и произнесении заклинания на диавола; при этом приступающий к крещению отрекается сатаны, сочетается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры (это делается при крещении младенцев восприемниками).

186

Миллиарий – римская миля или, точнее, римский милевой камень, потому что в конце каждого миллиария стоял в виде знака каменный столб. Миллиарий равнялся 8 стадиям (стадия равна 88 саженям), что составит приблизительно 1 наших версты. Милевые камни были рассеяны по всей Италии; на них надписывалось обыкновенно имя строителя или императора, при котором они строились. Первый милевой камень, от которого вели свое начало все остальные камни и у которого соединялись все дороги, находился у храма Сатурна. При раскопках в Риме были найдены остатки этого камня.

187

Салария – одна из самых больших дорог древнего Рима. Она шла вдоль реки Тибра до Кур, проходила через Лациум, Сабинию и так далее, до Ардии. Название этой дороги объясняется тем, что сабиняне провозили по ней соль (лат. «sal») с берегов моря в свою страну.

188

Теллура, или Гаия – греко-римская богиня земли и плодородия.

189

Нумантийская дорога шла из Рима по направлению к городу Нумантии.

190

Диавол устрашает святого Кириака путешествием в Персию потому, что в те времена путешествия вообще были обременительны – вследствие отсутствия правильных путей сообщения.

191

Медиолан, ныне Милан – значительнейший город северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубокой древности, за несколько веков до Р. X. В истории христианской Церкви Медиолан известен как место архипастырской деятельности архиепископа Амвросия (с 374 по 397 г.), проявившего большое усердие в борьбе с ересью арианской. Память его празднуется Святой Церковью 7 декабря.

192

Император Константин царствовал с 306 по 337 г. (см. житие его под 21 мая).

193

Остийская дорога вела к Остии, гавани города Рима, построенной при устье реки Тибра. Остатки этой гавани показываются и теперь; вследствие наноса берегового песка она удалена от берега на расстояние часа пути.

194

Кончина святого священномученика Маркелл а, папы Римского, последовала в 310 г. Он управлял Римскою Церковью в продолжение пяти лет и шести месяцев (с 304 по 310 г.). Прочие мученики и мученицы, упоминаемые в житии святого папы Маркелла, пострадали несколько ранее, в 305 и 306 г.

195

Кесария Палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. – В истории христианской Церкви Кесария Палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян. 10). Здесь же происходил последний суд над апостолом Павлом (Деян. 25–27). В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.

196

Кай управлял Римскою Церковью с 283 по 296 г.

197

Веста, или Гестия, считалась у древних римлян и греков богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. Ей обычно приносилась жертва пред началом всякого важного дела, почему у язычников и сложилась поговорка – «начинать с Вестой». В Риме в честь богини Весты был выстроен храм в роще, на склоне Палатинского холма. В этом храме помещался жертвенник, на котором постоянно горел огонь, поддерживавшийся жрицами богини – весталками. Главный праздник в честь богини Весты отправлялся в Риме в июне месяце. – Изида – богиня плодородия. Изида была, собственно, древнеегипетской богиней, но в первые века по Р. X. культ ее проник в Грецию и Италию, где в честь ее строились многочисленные храмы.

198

Кампания – местность в древней Италии, ограниченная на западе – Лациумом, на севере – Самниумом, на востоке – Луканией, на юге – Тирренским морем. В этой итальянской области впервые начали отливаться (с VIII в.) колокола, почему они в церковном уставе и называются кампанами.

199

Собор этот происходил около 300 г.

200

Кончина святого папы Маркеллина последовала около 300 г.

201

Анастасий I царствовал с 491 по 518 г.

202

Иустин I правил с 518 по 527 г.

203

Ефрем патриаршествовал с 527 по 545 г.

204

Несторианство основано Несторием, епископом Константинопольским (епископ-ствовал с 428 по 431 г.), учившим, что Иисус Христос, не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство осуждено на III Вселенском Соборе, бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение, несторианская ересь существовала до VII в. в Персии, Индии и Китае.

205

Евтихианство было основано Евтихием, архимандритом Константинопольским, учившим, что Иисус Христос имел лишь одно естество – Божеское, тогда как Православная Церковь всегда признавала и признает в Иисусе Христе два естества, неслиянные и нераздельные: Божеское и человеческое, евтихиане назывались еще монофизитами (или «единоестественниками», от греч. «μόνος» – «один» и «φύσις» – «естество»). Эта ересь была осуждена на IV Вселенском Соборе, бывшем в Халкидоне в 451 г., но существовала и во времена святого Ефрема (IV в.), и даже значительно позднее.

206

Содом и Гоморра – палестинские города, лежавшие в долине Иорданской и известные своим нечестием, за что и были погублены Богом (см. Быт. 19:1-28).

207

Евфрасий патриаршествовал с 523 по 527 г.

208

Память его празднуется в 11 день января месяца.

209

См. житие его ниже под сим же числом.

210

Иераполь находился в малоазийской области Фригии.

211

Севериане – еретики, принявшие в видоизмененном виде монофизитскую ересь. Севериане хотя и признавали, подобно еретикам-монофизитам, только одну природу в Иисусе Христе – Божескую, но допускали в ней различие свойств Божеских и человеческих; так, они утверждали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленною. Название свое эта ересь получила от имени Севера, патриарха Антиохийского (с 512 по 518 г.).

212

Кончина святого Ефрема последовала в 545 г. Святой Симеон Дивногорец был уведомлен свыше о кончине его; в момент его смерти он видел его душу, возносившуюся ангелами к Богу (подробнее об этом можно читать в житии святого Симеона Дивногорца, под 2 числом месяца мая). Патриарх Фотий (управлял Константинопольскою Церковью с 857 по 867 г.; затем вторично – с 877 по 886 г.) свидетельствует о святом Ефреме, что хотя тот и был сирийцем по происхождению и языку, но не без искусства владел и греческим языком. Почти все сочинения святого Ефрема был и написаны в защиту православного учения о Лице Иисуса Христа и соединении в Нем двух естеств – Божеского и человеческого, – против монофизитов.

213

Иоанн Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив, или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V в. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI в. – Память его празднуется Святой Церковью 3 октября.

214

Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордана, в очень плодородной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался «городом пальм». Ныне на месте древнего Иерихона стоит бедная деревушка Риха.

215

Патриции были в Риме высшим сословием, вроде нашего дворянства.

216

Имеется в виду землетрясение, бывшее в Антиохии в 526 г.

217

Кончина святого Зосимы последовала в половине VI в.

218

Стратилат – с греч. «воин», «воевода», такое наименование усвояется св. Феодору за то, что он, будучи воеводой земного царя, показал себя истинным воином Христовым, «предобрым воеводой Царя Небесного», как воспевает ему Святая Церковь в тропаре.

219

Ликиний управлял восточной половиной Римской империи с 307 по 324 г. – Мученический подвиг св. Феодора относится к 319 г.

220

Гераклея находилась в Понте, северной провинции Малой Азии.

221

Город Евхаиты находился с северной части Малой Азии, недалеко от Гераклеи; ныне – местечко Марсиван.

222

Анастасий Синаит – патриарх Антиохийский; управлял патриаршею кафедрою с 561 по 572 г., потом с 596 по 601 г. – См. житие его под 20 числом апреля месяца.

223

Иоанн Дамаскин – знаменитейший церковный песнописец и богослов VIII в. Написал много высокоумилительных церковных песнопений; ему принадлежат каноны на Пасху, на Рождество Христово, на Богоявление и множество песнопений на дни памяти святых. Весьма обширны также его богословские сочинения. Важнейшее из них – «Источник знания», состоящий из трех частей: 1) «Диалектики»; 2) «Книги о ересях» и 3) «Точного изложения православной веры». Им написано, между прочим, «Три слова против порицающих иконы». В одном из этих слов (именно – в третьем) св. Иоанн Дамаскин и повествует о нижеизлагаемом чуде от иконы св. великомученика Феодора Стратилата. – См. житие Иоанна Дамаскина под 4 числом декабря месяца.

224

Дамаск – древнейший сирийский город, упоминаемый в Библии уже в истории Авраама (Быт. 14:15); был расположен к северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине, находившейся у восточной подошвы Антиливана. В истории христианской Церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла (Деян. 9:1-22). В 634 г. покорен арабами, с 1516 г. присоединен к Турецкой империи.

225

Феофил занимал Александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 г. Известен в истории главным образом по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием, он стремился подчинить своему влиянию константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария, занимавшего Византийскую кафедру с 381 по 397 г., интриговал в пользу того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему, Феофилу, лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На «Соборе под Дубом», составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще, отношения его к Златоусту были такого свойства, что ложатся темным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для Александрийской Церкви.

226

Св. Кирилл занимал Александрийскую патриаршую кафедру с 412 по 444 г.

227

Римский император Декий царствовал с 249 по 251 г.

228

Фабиан, епископ Римский, занимал римскую кафедру с 236 по 250 г.

229

Фабиан замучен был в январе 250 г., и кафедра его оставалась незанятой до июня следующего года, так как жестокости гонения не позволяли совершить избрание нового папы. Декий будто бы сказал, что он скорее бы согласился видеть претендента на императорский престол, чем нового епископа в Риме. В период этого годичного вдовства Римской Церкви Новациан, отличавшийся красноречием и ученостью, а также суровым образом жизни, пользовался большим влиянием и мог рассчитывать на избрание в епископы. Однако расчеты эти не оправдались.

230

Св. Корнилий был папою в Риме с 251 по 252 г.

231

Это было седьмое общее гонение на христиан. Оно направлялось, главным образом, против епископов и духовенства. Среди жертв гонения были Фабиан Римский, Бавила Антиохийский, Александр Иерусалимский, при этом в жизни других святых мужей (как Киприана Карфагенского, Оригена, Григория Чудотворца, Дионисия Александрийского) период этот ознаменовался ссылками и другими страданиями. Главной целью гонения было, однако же, не подвергать христиан смерти, но принуждать их к отречению. С этою целью они были подвергаемы пыткам, тюремному заключению и голоду, и при таких испытаниях твердость многих не выдержала.

232

Новациан сначала не проявлял нетерпимости к падшим. Киприан, епископ Карфагенский, свидетельствует, что он был автором того письма, в котором римское духовенство признавало, что падшие могли быть допускаемы в церковь, если находились в смертной опасности. Но после избрания Корнилия он сделался вождем партии, которая проводила совершенно иное воззрение. Новациан стал учить, что хотя покаявшиеся падшие и могут быть допущены к Божественному милосердию и потому могут быть увещаемы к покаянию, однако же Церковь не имеет власти давать им отпущения и должна навсегда отлучать их от общения; иначе она теряет свой христианский характер и свои преимущества.

233

Посвящение Новациана в епископы было произведено тремя епископами незначительных городов, которые призваны были сторонниками его под ничтожными предлогами и возложили на него свои руки вечером, после ужина.

234

Новацианство находило на Западе многих последователей, и его начала сделались даже более строгими, чем были прежде. Приговор о пожизненном отлучении от общины, первоначально прилагавшийся только к тем, кто отрекся от веры, впоследствии был распространен и на всех тех, которые после крещения совершили более или менее тяжкие грехи. При этом новациане приняли название кафаров, т. е. чистых. Они перекрещивали переходивших к ним из Церкви, считая общение с ней нечистым, и ее священнослужения – вследствие этого – недействительными. Некоторые из новациан осуждали второбрачие, ставя его наряду с прелюбодеянием. Что же касается главных истин Евангелия, то новациане были и постоянно оставались православными, и многие из них пострадали даже до смерти за свою веру.

235

Стадия равняется 87 Уг саженям. 120 стадий составляет, таким образом, 21 версту.

236

Коноп расположен у устья Нила, называвшегося, по имени его, Конопийским. До основания Александрии Коноп был самым значительным городом этой местности, но с возникновением этой столицы Египта значение его стало падать, и ко времени введения христианства город исчез – на его месте находилось потом незначительное селение.

237

Место это, по известию о перенесении мощей св. мучеников Кира и Иоанна (см. ниже, 28 числа), отстояло от Конопа на расстоянии двух поприщ, т. е. около двух верст.

238

Кир и Иоанн, безмездные врачи, были замучены в Конопе в 311 г. Память их празднуется 31 января.

239

Александр Великий, царь македонский, покоривший своей власти весь культурный Восток, жил в конце IV в. до Р. X. Город Александрия, что в Египте, основан им для утверждения греческого владычества в 332 г. до Р. X. Сделавшись одним из самых богатых и цветущих городов Востока, он вскоре же после основания своего стал привлекать предприимчивых переселенцев из других стран и, между прочим, из Палестины – из среды тогдашнего иудейского населения ее. Иудеи Александрии составляли довольно значительную колонию, и квартал иудейский был очень густонаселен. Филон, иудейский писатель, живший в I в. до Р. X., говорит, что в его время в Египетской стране, преимущественно в Александрии, было более миллиона евреев. После взятия Иерусалима, Птолемей I поселил в Александрии многочисленную колонию иудеев и дал им равные права с греками. Римляне подтверждали за ними эти права, и Август учредил особый иудейский совет для заведования еврейскими делами под властью императорского префекта. Впрочем, при Калигуле они лишились большинства своих привилегий.

240

Синагога – место религиозных собраний иудеев. Это были открытые здания, назначаемые для отправления общественного богослужения иудеев. По закону оно должно было совершаться в скинии и потом в храме Иерусалимском. Но во время плена вавилонского храм был разрушен, и потому явилась потребность в особых местах для собраний. Так появились синагоги. Синагоги можно было устроять во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из иудеев. Поэтому уже во времена Иисуса Христа и апостолов они были распространены всюду, где жили иудеи. Существовало некоторое сходство между устройством синагог и храма. В центральном помещении синагоги ставился шкаф, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий аналой, или кафедра. Некоторые из мест для сидения были сделаны выше прочих и назначались для старейшин, т. е. престарелых или влиятельных лиц в общине. Старейшины составляли совет, которому принадлежало высшее управление синагогой. Председатель этого совета назывался начальником, или правителем, синагоги (Мк. 5:22; Деян. 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать от общины нарушителей закона и подвергать их бичеванию. В синагогах разбирались также различные судебные дела.

241

Разумеется святой Александр, бывший епископом Александрии с 312 по 326 г., один из первых поборников православия, выступивший против ереси Ария.

242

Грамматик – учитель. Этим именем обозначались не просто учителя грамотности, но люди, в полном смысле обладавшие ведением всей греческой классической литературы, – изучавшие ее критическим путем, со стороны построения фразы и со стороны содержания.

243

Феодосий II, или Младший, царствовал на Востоке с 408 по 450 г.

244

Птолемаида, о которой упоминается здесь, находилась в Верхнем Египте (Фиваиде), на берегу р. Нил.

245

Кинарон – название городского квартала близ соборной площади.

246

Нитрийская гора находилась к югу от Александрии, на запад от реки Нил, близ Ливийской пустыни. Название свое гора получила от обилия нитра, или селитры, на озерах, примыкавших к ней. В ряду других пустынных местностей Египта Нитрийская гора была излюбленным местом обитания отшельников.

247

Эллинами назывались греки. Религия их представляла собою яркое выражение антропоморфизма, т. е. обожествление человеческой природы со всеми ее достоинствами и недостатками, а также обожествление различных проявлений человеческого гения. Боги греков – олицетворение различных свойств и проявлений телесной и духовной природы человека.

248

Святой Сисиний занимал епископский престол в Константинополе с 426 по 427 г.

249

Св. Аттик вступил на константинопольский престол в 406 г. и занимал его по 425 г.

250

Несторий занимал Константинопольскую кафедру с 428 по 431 г. До своего избрания во епископа столицы он был пресвитером в Антиохии (см. о ней ниже). Он отличался аскетическим направлением жизни и начал свою деятельность в Церкви, постригшись в монахи. Сверх того, Несторий имел склонность к учености и славился своим плавным и звучным ораторством; но в то же время его обвиняли в гордости и честолюбии, говорили, что любовь к славе заставляла его прибегать к показной святости в его жизни и к высокопарному слогу в проповеди. Как бы то ни было, он до своего избрания на Константинопольскую кафедру пользовался хорошей репутацией. Вдобавок к его личной славе, особое доверие к его имени внушало в Константинополе то обстоятельство, что он вышел из одной и той же церкви с высокочтимым Иоанном Златоустом. Сделавшись епископом столицы, Несторий показал себя на первых порах ревностным поборником православия. Проповедуя в соборном храме вдень своего вступления в сан, он обратился к императору со словами: «Дай мне землю, очищенную от еретиков, а я в свою очередь дам тебе Царство Небесное». Слова эти встречены были громким одобрением, но последующие обстоятельства показали, что Несторий сам был не тверд в православии и являлся волком в овечьей шкуре.

251

Антиохия Сирийская – один из древнейших и богатейших городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море; основан за 300 лет до Р. X. Селевком Никатором и назван так по имени Антиоха, отца его. Для христианской Церкви Антиохия имела особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства и как мать христианских церквей из язычников. Самое имя «христиан» впервые дано было последователям Господа Иисуса в Антиохии; здесь же впервые возникли христианские миссии, потому что отсюда именно апостолы Павел и Варнава отправились в свое первое миссионерское путешествие и туда же возвратились (Деян. 13:1, 4; 14, 26). Их второе путешествие началось там же, хотя они уже отправились не вместе (Деян. 15:39–40) Там же закончилось второе путешествие апостола Павла и началось третье путешествие (Деян. 18:22–23). В последующее время в Антиохии было немало замечательных соборов, созываемых по поводу еретических распрей. Церковь Антиохийская издревле пользовалась особыми преимуществами наряду с церквами Александрийской, Иерусалимской и Римской. С древнего времени при ней образовалась особая богословская школа, отличавшаяся трезвым рассудочным направлением, ясным изложением последовательного хода развития Божественного откровения и введением для истолкования Священного Писания историко-грамматического метода (т. е. при посредстве исторических и грамматических справок). Своим происхождением школа обязана антиохийскому пресвитеру Лукиану и его современнику Дорофею, жившим в III в. Из нее вышли впоследствии Иоанн Златоуст, Феодор, епископ Мопсуетский, Феодорит Кирский и другие. Несторий также принадлежал к этой школе, но он трезво-рассудочные начала ее довел до крайних пределов и в стремлении приблизить тайну воплощения к нашему пониманию впал в ересь.

252

Название Пречистой Девы Марии Богородицею, подвергнутое Анастасием и Несторием нападению, употреблялось в предшествующем веке Евсевием Кесарийским, Афанасием Великим, Григорием Великим, Григорием Нисским и другими; оно не означало того, что Пресвятая Дева сообщила Божественную природу Спасителю, но утверждало только единение Божества и человечества в одном лице, «потому что Сын Божий принял на себя не личность человека, но только естество человека».

253

Между прочим, списки проповедей Нестория обращались среди египетских монахов, и многие из них вследствие этого перестали называть Пресвятую Деву Богородицею.

254

Александрийский епископ Александр видел во сне явившегося Господа, на Котором была разодранная одежда. Когда он спросил явившегося: «Господи, кто разодрал Твою одежду?» – то услышал такой ответ: «Неистовый и беззаконный Арий». Вскоре после этого Арий и выступил со своим еретическим учением о Лице Господа Иисуса Христа.

255

С таким увещеванием Кирилл обратился к Несторию в своем пасхальном послании 430 г.

256

Святым Кириллом были написаны два особых трактата, один – императору Феодосию Младшему, а другой – императрицам Пульхерии и Евдокии, из которых первая была сестрой, а вторая женой императора.

257

Целестин I был епископом в Риме с 422 по 432 г.

258

Т. е. патриархам Антиохийскому и Иерусалимскому.

259

Иоанн I, патриарх Антиохийский, занимал Антиохийскую кафедру с 423 по 440 г.

260

Указ о созыве Вселенского Собора подписан был не только Феодосием, но и западным императором Валентинианом III, царствовавшим с 423 по 455 г.

261

Ефес – главный город малоазийской провинции Иконии, близ устья Каистра (ныне Кючок-Мендерец); служил средоточием для всей торговли передней Азии. Некогда славился знаменитым храмом Дианы. В христианской истории Ефес известен как место обитания при конце жизни своей апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Поэтому церковь в Ефесе пользовалась большим уважением, как шедшая от апостолов, и епископы Ефеса получили в V в. патриаршие права, которые удержались за ними, впрочем, ненадолго.

262

Комит – спутник. Так назывались лица, состоявшие в свите императоров. В описываемое время название «комит» стало почетным титулом, который давался высшим сановникам империи.

263

Во главе этих епископов был Мемнон, епископ Ефесский, кафедра которого пользовалась в это время патриаршими правами. Впоследствии ефесский епископ, с титулом митрополита области, был подчинен константинопольскому патриарху.

264

Ювеналий занимал Иерусалимскую кафедру с 420 по 458 г.

265

Аполлинарий был епископом Лаодикийским, в Сирии (ум. 390 г.). Сначала он был одним из главных поборников Никейского символа; но потом, в борьбе с ересью Ария, впал в противоположную крайность. Исходя из того положения, что совершенный Бог и совершенный человек не могут соединиться в одно Лицо, и что если бы Христос был совершенным человеком, то Он не мог бы оставаться чистым от греховности и совершить искупление, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа – тело и душу, третью же часть, дух, заступало в нем Божество. Ересь эта была осуждена на Александрийском Соборе 362 г.

266

Вместе со св. Кириллом и Мемноном был заключен под стражу, по повелению императора, и Несторий. Поступок этот показывает, что Феодосий думал путем устранения главных представителей двух враждебных направлений достигнуть примирения и соглашения между партиями. Более подробное знакомство с обстоятельствами дела, побудило его отменить эту меру и дать свободу Кириллу и Мемнону.

267

Здесь указание на известный случай, описанный в Деяниях апостольских (Деян. 19:24–28). Случай происходил во времена апостольские в том же Ефесе, где тогда был знаменитый храм Артемиды (или Дианы, богини охоты) и где имя этой богини окружено было особым поклонением. По известию Деяний, когда апостолы Павел и Варнава пришли в Ефес и проповедовали здесь о суетности идолов, художники, которые в выделке моделей храма Дианы находили выгодный промысел для себя, подняли народное возмущение против апостолов, причем толпа кричала: «Велика Артемида Ефесская!» Впрочем, возмущение было остановлено блюстителем порядка.

268

С именем Оасима известен оазис Ливийской пустыни, расположенный на запад от Верхнего Египта (Фиваиды); он назывался также Великим Ливийским оазисом. Здесь с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки.

269

«Луг духовный» («Лимонарь») – сочинение монаха Иоанна Мосха (ум. 622 г.); оно написано в начале VII в. и содержит в себе краткие сказания о подвижниках Палестины, Египта и Сирии.

270

Лаврами назывались обители, отличавшиеся большим количеством иноков и своим значением. Лавра – с греческого – «часть города», «переулок»; так назывался обнесенный оградой или стеной ряд келий, расположенных вокруг храма или жилища настоятеля в виде переулков города. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келии, собираясь вместе лишь для богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни храня безмолвие. Такой порядок иноческой жизни держали во многих лаврах и, в частности, в упомянутой лавре Коломановой. Лавра эта была расположена в пустыне Иорданской, вблизи Иордана и Мертвого моря.

271

Память прп. Исихия, пресвитера иерусалимского – в субботу сырную.

272

Св. Иоанн Златоуст, патриарх Константинопольский; занимал патриарший престол столицы с 398 по 404 г. Ревностное служение его истине и Церкви Христовой, смелые обличения всевозможных пороков и слабостей тогдашнего общества возбудили против св. Иоанна злобу лиц, которых обличал святитель, и они предприняли против него целый поход, возводя на святого всевозможные клеветы и стремясь вооружить против него императора, императрицу, а также и других лиц. Результатом этих интриг против Златоуста было его низложение и двукратная ссылка из столицы империи. Вторая ссылка была в особенности жестокой. Святителя отправили в дикий Пифиунт, на берегу Черного моря, в Армении, но он, не доходя до этого города, истощенный трудностью пути и различными притеснениями в дороге, умер в Команах, в провинции Понте, на северо-востоке Малой Азии. Это было в 407 г. Кирилл Александрийский застал последние годы Златоуста, но лично едва ли мог знать его; однако, так как против Златоуста враждовал дядя Кирилла – Феофил, патриарх Александрийский, – то естественно, что и он имел пристрастное суждение о Златоусте, будучи вовлечен в обман распространяемыми на святого клеветами.

273

Ссылка на известное место Евангелия Иоанна Богослова – «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16), т. е. от полноты благодатных даров в Иисусе Христе мы все в изобилии восприяли в себя действие благодати Божией.

274

Диптихами назывались деревянные, костяные или металлические дощечки, связанные друг с другом шнурами и служившие у древних греков и римлян памятными книжками. В христианской Церкви диптихи являлись с древнего времени поминальными книжками, в которые записывались имена епископов, мучеников и всех вообще святых.

275

Разумеется, по-видимому, «Собор под Дубом», недалеко от Халкидона, на котором председательствовал Феофил и на котором св. Иоанн Златоуст был осужден и низложен.

276

Св. Исидор Пелусиот, знаменитый подвижник, отличавшийся строгостью своей жизни, подвизался близ египетского города Пелусия. Скончался около 436 г. По своим сочинениям он был одним из великих отцов Церкви. Сочинения его состоят из писем, большая часть которых представляет собой толкование Священного Писания. Впрочем, есть много писем, написанных с целью увещания и вразумления различных современных ему лиц, а также с целью примирения враждующих. Число всех писем прп. Исидора простиралось, как пишут, по 10 000, но до нас дошло около 2 090.

277

Разумеется первосвященник Илий, живший во времена пророка Самуила. Он отличался добротою, но его доброта граничила со слабостью. Это в особенности обнаруживалось в его отношениях к детям, священникам Офнию и Финеесу, которые позволяли себе разные бесчиния в скинии. Слабохарактерный Илий не обращал должного внимания на это, несмотря на неоднократные вразумления Божии. Тогда суд Божий не замедлил открыться над домом Илия. Наступила война с филистимлянами, и когда во время войны сыновьями Илия вынесен был в еврейское войско Ковчег Завета, то случилась катастрофа: сыновья Илия были убиты, Ковчег взят в плен, а Илий, услышав об этом, упал с сиденья и умер (1 Цар. 4).

278

Разумеется апостол и евангелист Марк, положивший начало христианству в Александрии и, по преданию, бывший ее первым епископом.

279

Ионафан – сын Саула, царя Еврейского. Когда Бог отступился от Саула и во время войны с филистимлянами не дал ему откровения об исходе войны, он решился обратиться к суеверию и пошел к волшебнице, жившей в Аэндоре, небольшом городке в колене Иссахаровом. Здесь он вызывал тень Самуила и пытался узнать об ожидающей его участи. В происшедшей затем битве войска Саула потерпели поражение, и три старших сына его были убиты на его глазах; сам же Саул упал на свой меч и закололся.

280

Из-за Златоуста после его смерти происходили большие разногласия. В то время как официальные представители Константинопольской и Александрийской Церквей не признавали его святым, в других Церквах, например Римской и Антиохийской, он был вписан в диптихи и сопричислен к сонму святых. Но и в первых двух Церквах было немало сторонников Златоуста, которые не разделяли воззрений своих официальных представителей и считали его святым. На этой почве происходили споры и несогласия. В Константинополе сторонники Иоанна Златоустого отделились даже от Церкви и образовали раскол иоаннитов. Раскол этот был здесь уничтожен только в 438 г.

281

Александрия, расположенная на самом берегу Средиземного моря и как город греческого происхождения, здесь считается как бы находящейся вне настоящего Древнего Египта.

282

Здесь указание на великие притеснения, которые производились во времена египетских фараонов над рабами – строителями пирамид и других египетских сооружений и, между прочим, над евреями. Истощаемые непосильной работой, они плохо кормились и не получали за свой труд никакой платы.

283

Предшественник Кирилла по александрийской кафедре, дядя его Феофил, отличался корыстолюбием, как это видно из жития св. Иоанна Златоуста (14 ноября).

284

Выражение образное – указывающее на торжество праведного Златоуста после его смерти, признанного святым во многих церквах и имеющего большое число последователей и почитателей.

285

Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, упоминается в книге (Быт. 14:18) (ср. Пс. 109:3; Евр. 5:6,10; 6:20; 7:1,10,11; 15:11). Когда Авраам возвращался с победы над царем Эламским и его союзниками, разграбившими Лота, Мелхиседек встретил его с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. Авраам так высоко и так благоговейно принял это благословение, что дал Мелхиседеку десятую часть всей своей добычи. Кто был Мелхиседек, остается загадкой. Вероятнее всего, он принадлежал к племени аморреев, живших тогда в Палестине, ибо у них был царем и первосвященником. Салим, думают – то же, что потом Иевус, а затем Иерусалим (Пс. 75:3). Можно догадываться, что Мелхиседек был особенный, славный во всей Палестине, служитель Бога истинного. Священное Писание скрыло подробности о нем, давая видеть в нем прообраз Христа. На преобразовательное значение священства Мелхиседека указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто преобразовательное значение Мелхиседека у апостола Павла в Послании к Евреям (Евр. 7).

286

Сочинения св. Кирилла Александрийского по содержанию разделяются на изъяснительные, апологетические (в защиту христианства), догматические и нравоучительные. Из изъяснительных сочинений Кирилла самое лучшее – толкование на Евангелие Луки, отличающееся при краткости точностью изъяснения слов Писания. Замечательны также объяснения его на Послания к Евреям и Коринфянам. Из толкований на Ветхий Завет следует отметить объяснения на Песнь Песней, затем – на пророка Исаию и меньших пророков. Превосходно сочинение св. Кирилла против Юлиана, составленное в опровержение сочинения, которое Юлиан, с помощью языческих философов, написал в защиту язычества и против христианства. Большая часть догматических сочинений Кирилла написана по делу о Нестории. Таковы пять книг против Нестория. Здесь александрийский святитель, не называя Нестория по имени, разбирает его учение. Относительно обширного сочинения о Святой Троице, известного под именем «Сокровища», блаженный Фотий, патриарх Константинопольский, говорит, что оно отличалось основательностью и клонилось к ниспровержению еретического учения Ария и Евномия. Оно превосходит все другие ясностью. Два не очень пространных догматических сочинения о Святой Троице и сочинение о воплощении составляют вид катехизического учения: эти сочинения важны по точности изложения православного учения. Особенного внимания заслуживает здесь учение об исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма писано св. Кириллом для некоторых египетских иноков, которые, по неведению, представляли себе Бога в человеческом образе. Св. Кирилл сочинил много бесед. Замечательно слово его об исходе души, как по глубине чувств сокрушенного сердца, так и по мыслям о состоянии душ, разлученных с телом. Оно помещено в славянской Следованной Псалтири и греческом Часослове, как весьма назидательное для христиан.

287

Кончина св. Кирилла совершилась 27 июня 448 г.

288

Каменный, или Каменский, монастырь находился на пустынном острове Кубенского озера в нынешней Вологодской губернии.

289

Дионисий, афонский постриженник, известен тем, что ввел в Спасокаменном монастыре строгий Афонский устав и примером своей жизни многих привлек в эту уединенную обитель. Прп. Александр принял от него пострижение.

290

Дионисий из игуменов Спасокаменного монастыря был возведен в сан архиепископа Ростовского в 1418 г.

291

Князь Димитрий Васильевич был не ярославским, а заозерским или кубенским князем, и его резиденцией было местечко, ныне село Кубенское Устье, находившееся в 3-х верстах от обители преподобного Александра; ярославским же князем был брат Димитрия, Симеон Васильевич, скончавшийся около 1320 г.

292

Почитание преподобного Александра началось с XVI в. Мощи его находятся в Куштском монастыре, который в 1838 г. приписан к Спасокаменному монастырю.

293

Лодия, или Лавда находилась вблизи Медиолана.

294

Сиракузы – одна из первых греческих колоний на восточном берегу острова Сицилия, основанная за восемь веков до Рождества Христова; впоследствии самый большой и богатый город острова.

295

Из дальнейшего повествования видно, что святой Вассиан слыхал о христианах еще в детстве (житие повествует, что Вассиан, будучи младенцем, чертил на земле знамение креста); но в Риме Вассиан более обстоятельно познакомился с христианством и имел возможность лично наблюдать саму жизнь христиан.

296

Обыкновенно все, приступавшие к крещению, в Древней Церкви подвергались предварительно оглашению – т. е. изустному наставлению в истинах веры христианской. Оглашенным дозволялось присутствовать лишь при совершении первой (проскомидии) и второй (литургии оглашенных) частях Божественной литургии; перед третьею частью (литургии верных) оглашенные должны были выходить из церкви, о чем и оповещалось возглашением диакона: «Оглашенные, изыдите!» Срок оглашения был различен: он продолжался от нескольких дней или недель до нескольких месяцев и даже лет.

297

Т. е. не зная того, что он был христианином.

298

Первые христиане, по примеру древних евреев, делили ночь на четыре части (по 3 часа в каждой), называвшиеся стражами. Пение петухов, бывшее в третью стражу, называлось петлоглашением или куроглашением.

299

Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 26 сентября и 8 мая.

300

Равенна находилась в так называемой Циспаданской Галлии, на берегу Адриатического моря. Природа и искусство сделали из этого города сильную, почти неприступную крепость, почему Равенна считалась оплотом Италии. Римские императоры, начиная с Гонория (395–423 гг.), избирали ее своим местопребыванием.

301

Под именем тартара древние греки разумели темную бездну, находившуюся в глубине земли.

302

Память святого священномученика Аполлинария празднуется 23 июля.

303

Память святых апостолов Петра и Павла совершается 29 июня.

304

Император Веспасиан царствовал с 70 по 79 г.

305

Император Валентиниан II царствовал с 383 по 392 г.

306

Лигурией в Италии называлась область, населенная лигурами – племенем кельтского происхождения. Лигурия граничила с Галлией.

307

См. житие святого Амвросия под 7 декабря.

308

Медиолан – древний город Цизальпинской Галлии или нынешней северной Италии, центр наук и искусств; ныне – главный город итальянской области Ломбардии.

309

Город Команы находился в провинции Понте, на северо-востоке Малой Азии. Ныне на месте этого города находится селение Гуменек.

310

Кончина святого Вассиана последовала ок. 409 г.

311

Император Гонорий управлял Западом с 395 по 423 г.

312

Император Феодосий II управлял Востоком с 408 по 450 г.

313

Кончина св. Феофана последовала во второй половине IV в.

314

Вифиния, Фригия и Лидия – малоазийские области.

315

Гора Олимп находилась в северо-восточном углу Малой Азии, на границах Фригии, Мизии и Вифинии.

316

Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.

317

Кончина святого Тимофея последовала во второй половине IV в.

318

Честные мощи святого Тимофея находились в Константинополе в храме его имени, выстроенном близ Меландезийских ворот (в 12 части Константинополя).

319

Город Кродамн находился в малоазийской области Фракии.

320

Артемида, или Диана – греко-римская богиня света и луны.

Страница notes