Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь - стр. 43
– Веруем, Иисусе Христе, что Ты – истинный Сын Божий, с Отцом и Святым Духом царствующий на небесах, как мы слышали ушами и научились веровать сердцем от святого мученика Твоего Лукиана!
Множество народа, собравшегося на погребение из окрестных городов и сел, видя это, а последние по времени из пришедших слыша от видевших, умилились сердцем, и в тот же день уверовало в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, душ около пятисот, а прежде учением святого Лукиана в той стране было обращено ко Христу до тридцати тысяч обоего пола и всякого возраста, которые, оставив идолов, исповедали Бога Отца нерожденного и Сына Его Единородного, вместе со Святым Духом, в Троице истинного и единого Бога. Потом некоторые из обращенных по усердию создали церковь над гробом мученика, во славу Божию и в честь угодника Его, святого Лукиана. Тела святых мучеников Максиана и Юлиана были погребены на горе, где они были убиты, но потом, когда число христиан увеличилось, были оттуда перенесены и положены вместе с телом блаженного Лукиана. И многие блага подавались там от Господа нашего Иисуса Христа по ходатайству святых Его мучеников. Как у них была одна вера, одна любовь, и одно исповедание в страданиях, так, – веруем мы, – ив вечном блаженстве одно им сожитие и наследие Вечного Царства. Благодарим Создателя нашего за то, что трое свидетелей Его, исповедуя Троицу, достигли совершенства мученичеством; их мы благоговейно почитаем, зная, что от них подается слепым прозрение, хромым хождение, бесов освобождение, и многие исцеления от различных недугов творятся их святыми молитвами, благодатью же Господа нашего Иисуса Христа, Ему же с Отцом и Святым Духом честь и слава вовеки, аминь.
В тот же день перенесение мощей святого благоверного князя Димитрия, царевича Московского и всея России чудотворца, из Углича в Москву, в 1606 году.
Память 4 июня
Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия и святой девы Павлы
Святой отец наш Митрофан жил во времена Константина Великого – первого императора-христианина[76]. Он был сын римлянина Дометия, происходившего из царского рода. Этот Дометий, иначе называемый Дометианом, был братом Прова, некогда занимавшего престол римского императора[77]. Будучи человеком благоразумным, Дометий скоро сознал ложь идолопоклонства, отрекся от ложных языческих богов и уверовал в истинного Бога – Господа нашего Иисуса Христа. А так как Рим в то время был исполнен языческого нечестия – и христиане подвергались в нем жестокому преследованию, – то Дометий, покинув столицу империи, прибыл с двумя сыновьями своими, Провом и Митрофаном, в Византию. Тогда в Византии был епископом богоугодный и святой муж Тит (называемый иначе Тратом, или Торатом)