Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том I. Январь - стр. 124

а с тех пор, как вошел в иорданские струи Христос, вода производит уже не “пресмыкающихся, душу живую”, но разумные и духовные существа – души, которые не ползают по земле, но, как птицы, парят к небу. Посему и Давид сказал: «Душа наша как птица» (Пс. 123:7). Эта птица не земная, а небесная, ибо жительство наше, которое нам уготовляется начиная с крещения, находится, по слову Писания, на небесах». Святой же Григорий Нисский, укоряя тех, которые после принятия крещения обращаются к прежним злым делам, говорит: «Люди бесстыдные, принявшие крещение, приведенные неизвестно чем как бы в неистовство, теряют спасение, полученное водами крещения, хотя, будучи спогребены Христову телу, они облеклись крыльями орла и через это имеют возможность взлетать к тем небесным птицам, каковыми являются бесстрашные духи». Обратим внимание на эти слова: «.. .будучи спогребены Христову телу (через крещение), они облеклись крыльями орла, так что могут взлетать».


Крещение Господне. Икона. XVI в,


Этим сей святой учитель убедительно доказывает, что люди, выходящие из вод крещения, бывают птицами, парящими к небу. Но это мы увидим также из истории.

Преподобный Нонн, епископ Илиопольский, когда должен был в Антиохии обратить к Богу явную грешницу Пелагию, увидел ночью во сне такое видение[355]: ему представилось, что он стоит в церкви за литургией, – и вот, около него стала летать какая-то черная голубица, запачканная грязью; он взял ее, омыл в купели, и голубица после того тотчас же стала чиста как снег и красива и прямо отсюда полетела к небу. Это видение указывало на то, что этот блаженный отец обратил к Господу грешницу и просветил ее святым крещением. Итак, воды Святого Крещения столь могущественны, что могут человека сделать небесною птицею. Сие совершают и иорданские воды, придавая человеку крылья, на коих он мог бы лететь в «раскрывающиеся пред ним небеса».

Но не только обновление человеческой природы в водах Иорданских изображается в явлении, но и явившиеся три достопоклоняемые Лица Божества принимают на себя подобия различных птиц. Так мы знаем, что священное писание уподобляет Бога Отца орлу: «Как орел вызывает гнездо свое» (Втор. 32:11). Читаем также, что и Бог Сын подобен кокошу: «Иерусалим, Иерусалим, – говорит Он, – сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф. 23:37). Знаем, наконец, что и Бог Дух Святой явился над Иорданом в подобии голубя. Итак, почему Лица Пресвятой Троицы уподобляются означенным трем породам птиц? Воистину потому, что Они стаи таких же птенцов духовно изводят из воды крещения, т. е. делают людей духовными птенцами, кого – наподобие орла, кого – наподобие кокоша и кого – как бы голубем.

Страница 124