Женщина в Древней Руси - стр. 60
Неплохая перспектива. Не такие уж и призрачные планы для сильных людей типа ордынского Мамая, но не для Ивана Васильевича Вельяминова с его подручным! Потому что на Москве правили Дмитрий Иванович и митрополит Алексий с боярами.
В 1379 году, в разгар подготовки к войне с ордынским темником Мамаем, Ивана Васильевича поймали в Серпухове, привезли его в Москву и приговорили к смерти, обвинив его в том, что он год назад послал своего попа в город на Боровицком холме с мешком «злых, лютых зелий» с целью отравить Дмитрия Ивановича. 30 августа того же года, в 4 часа дня, на Кучковом поле Ивана Васильевича Вельяминова при большом стечении народа «казнили мечом». Москвичи плакали. Это зафиксировано в летописях. И это странно. Чего бы плакать горожанам на казни государственного преступника, предателя, да вспоминать его благородство и величие?! Но – плакали!
А значит, не так уж крепко трон стоял великокняжеский за год до Куликовской битвы, о чем с пафосом говорят все слишком уж патриотически настроенные писатели, значит, в самый ответственный для страны момент за стосорокалетний период ордынского присутствия в Восточной Европе у Дмитрия Ивановича дела были не шибко хорошие. А значит, ошибись в тот момент он или митрополит Алексий, и полетело бы все вверх дном. Нет, с данной зависимостью от Орды Русская земля разобралась бы не сегодня, так завтра, и вряд ли страной в те века могли управлять не Рюриковичи – они были еще очень сильны. И Москва была очень сильна. Но назвать очень сильным семейство Дмитрия Ивановича (да и его самого!) в 1367–1380 годах язык не поворачивается, особенно если вспомнить противостояние великокняжеской московской власти с тысяцкими, с тверскими и другими князьями.
Каждый человек делает в истории себя самого. Дмитрий Иванович, оказавшийся в сложнейшей ситуации, делал то же: то есть самого себя. И следует признать, что сделал он это великолепно, не допустив ни одной серьезной ошибки. В этом самотворчестве ему, конечно же, помогали митрополит Алексий, двоюродный брат Владимир Андреевич (Храбрый), и другие люди мудрые, и судьба, и – главное для нашей темы! – хорошая жена Евдокия Дмитриевна.
Во второй половине ХХ века автор данных строк неоднократно слышал от мужчин, занимающих на социальной лестнице ступени пониже, чем ту, на которую судьба вознесла победителя в Куликовской битве, такую фразу: «Чтобы много и продуктивно работать в любой сфере деятельности и отдаваться делу целиком, нужно иметь надежные тылы, то есть семью, жену, детей». Эта мысль верна для всех времен и стран. Она, естественно, не означает, что женщине «в тылу», то есть в семье, отводится роль домохозяйки (хотя многие мужчины нашего времени тихонько мечтают о подобном раскладе), нет. Она означает лишь то, что человек, работающий на пределе сил и возможностей в сфере своей деятельности, в семье, в «тылу», должен находить душевное отдохновение. Здесь, заметьте, сказано «человек», а не мужчина или женщина.