Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 4
«Кто Сия проницающая, аки утро, добра, яко луна, избранна, яко солнце?» – это опять Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свет свой, так и Пресвятая Дева непосредственно предварила Солнце правды – Иисуса Христа, и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее», «носящая Солнце Христа», «света жилище», «тьму разрушившая и мрачные бесы отгнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дне».
Вертоград заключен – сестра Моя, невеста, источник запечатлен, источник вертограда и кладезь воды живы (Песн. 4, 12).
«Вертоград затворен Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнех поет». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, назвал Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла вода для нас». Вода в Священном Писании означает благодать Святого Духа (см.: Ин. 7, 37), утоляющую жажду человеческой души.
Богоматерь есть «источник живый и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божия, Она сделалась для нас «нетленным источником Божия живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Восшед на высоту нравственных совершенств и приблизясь к Престолу Божию как Приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благодати всем призывающим Ее с верою и любовью. Слово запечатлен, по толкованию св. Иоанна Дамаскина, указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».
«Кто Сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца?» Господь Иисус Христос есть воня мира паче всех аромат, само имя Его есть миро излиянное. Он – Помазанник в степени несравненно высшей, чем все ветхозаветные помазанники: цари, первосвященники и пророки. Но и Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, есть также Миро многоценное или, еще точнее, Сосуд, миро неистощимое, на Нее излиянное, приемший. «Радуйся, Миро, – восклицает св. Иоанн Дамаскин, – бесценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякою чистотою: из Тебя произошел Господь подобоименный Тебе, потому что сказано: Миро излиянное имя Его».