Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 3
Матерь называется высотою, неудобовосходимою человеческими помыслы. Как орошенной Ей по преимуществу принадлежит наименование Благодатной.
В псалме 86 говорится: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Град Божий – это Иерусалим, столица Иудейского царства. С самого начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицей своего царства и построил в нем дом для себя, слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу и в трогательных словах при освящении храма просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только израильтян, но и иноверцев и иноплеменников.
С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем мире. Пресвятая Дева в отношении славы своей, по учению Святой Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она – «Град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве», «Чертог и Престол Царствующего, Град избранный».
Происходя из царственного рода Давидова, усеченного до корня и не пользовавшегося уже прежними правами своими, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранной Матерью Спасителя мира, Она приобрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ее, ублажают все роды; Она сделалась «всемирное чудо и слышание».
В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу.
Сердце наше привлекла еси, сестро Моя, невесто (Песн. 4, 9), – читаем в упомянутой книге Священного Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть Дева Богоневеста, Невеста Божия, Невеста Неневестная и Неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а Неневестной обозначается Она по отношению к людям как несочетанная браком, небрачная.
«Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе», «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех», – учит Святая Церковь, называя в других местах Пресвятую Деву Пренепорочной, Всенепорочной, Пречистой. «Радуйся, Непорочная, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство».