Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 12
Как «покров миру, ширший облака», Она покрывает и защищает верующих Своим милосердным заступлением от всех бед и напастей. Ходатайствуя о всех новозаветных чадах Своих, Она старается всех привести в Царство Сына Своего и Господа: «световидный облак, предводящий новыя люди к земли обетования, воистину Богоблагодатная явилася еси, и врата вводящая к жизни». «Не будем терять надежды на Божие милосердие, – говорит св. Димитрий Ростовский, – так как имеем в жизни нашей премилостивую Одигитрию (Путеводительницу), милосердную Наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, как столп израильтянам, к обетованной земле ведущий. Она есть столп огнеоблачный, как поет о Ней в акафисте Церковь. Огонь есть не вещественный, но Божественный, как просвещающая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая. Облако есть, как носившая Бога и изливающая нам дождь Божией милости и благодати. Столп есть, как утверждающая воинствующую на земле Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая».
Далее скажем вместе со Святой Церковью: «В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда; тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил служитель чудесе; тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева; море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: Непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Чермное море, пропустив по сухому дну израильтян, сомкнуло воды свои и потопило полчища фараона, устремившиеся за народом Божиим, и Пресвятая Дева именуется «морем, потопившим фараона мысленнаго». Через рождение Господа Она явилась для сатаны и всей силы его морем погибели, а для верующих во Христа, этих истинных израильтян, странствующих к небесному отечеству, – морем спасения.
Странствуя к земле Обетованной по безводной пустыне, евреи ощутили недостаток воды; Моисей, по воле Божией, ударил жезлом в камень горы Хорив, и вода истекла оттуда в изобильном количестве. Пресвятая Богородица есть «камень, напоивший жаждущия жизни». «Премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы, – воспевает Святая Церковь, – и благодати точащую источник приснотекущий разума». От Пресвятой Девы через рождение от Нее Господа Иисуса Христа, Которого святой апостол Павел разумеет под камнем Хоривским (см.: 1 Кор. 10, 4), истекла вода благодати, могущая утолить жажду жизни вечной.
Местом особенного присутствия Божия в Ветхом Завете были сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам. Как только скиния Моисеева и храм Соломонов были освящены, слава Господня наполнила их. Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется «местом освящения славы», «пространным селением Слова», «Бога невместимаго вместилищем, селением преславным Сущаго на Серафимех».