Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 14
– ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные предметы. Этот кивот уподобляется Божией Матери, вместившей не скрижали закона, а Самого Законодателя. «Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася: не скрижали носящ закона, но Христа Господа, Егоже закон и пророцы древле предвозвестиша».
Одушевленный Ковчег Божий был «позлащен Духом», иначе сказать: Пресвятая Дева была украшена всеми духовными дарами. И как к древнему кивоту невозможно было касаться неосвященной и дерзновенной рукою, так и новозаветный кивот Божий огражден силою Божиею от всяких подобных попыток; «яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Во втором храме не было кивота Божия, вместо него в храме вскоре явилась Сама Пресвятая Дева.
Ковчег Завета сверху был накрыт очистилищем – золотой крышкой, над которой распростирали свои крылья два Херувима, изваянных также из золота. Это очистилище собственно и было в Ветхом Завете местом, где Вездесущий Бог обнаруживал особенное Свое присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа. Пресвятая Дева, по учению Святой Церкви, есть «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Через Нее пришел на землю Единородный Сын Божий для того, чтобы оправдать перед Богом всех верующих в Него, не иудеев только, но и язычников.
В Ковчеге Завета, по Божию повелению, в память будущим родам, был положен чудесно прозябший и процветший жезл Ааронов. Этот жезл прообразовал Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от бесплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл: «произрастение сухого жезла указало Израилю предызбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеева, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший таинственный цвет – Христа, всех Зиждителя». Еще более чудно, чем прозябение Ааронова жезла, было рождение от Пресвятой Девы Господа: «прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий, Чистая, Божественное рождество, яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога». Приснодева поистине есть «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» и по своей чистоте и непорочности Сама – «цвет нетления» «неувядаемый», «отросли неувядаемыя розга (ветвь)».
Кроме Ааронова жезла, в Ковчеге Завета стояла стамна, или золотой сосуд, наполненный манною, этим небесным хлебом, которым Господь питал израильский народ в бесплодной пустыне. Святая Церковь видит в этой стамне образ Божией Матери: «манноприемная ручка (сосуд) Тя, Богородице, иногда прообрази; Христа бо носила еси, манну разума одождившаго всем чтущим Тя». «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»; «златокованная стамно, из неяже истече миро животворное верным». В этом сосуде вмещалась «манна жизни» – Христос, сшедший с неба, хлеб жизни и бессмертия, насыщающий и услаждающий души верных.