Размер шрифта
-
+

Земная жизнь Пресвятой Богородицы - стр. 10

«Ева недугом преслушания клятву вселила есть, – воспевает Святая Церковь, – Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения, мирови благословение процвела еси». И в другой песни: «умервщление плодом мне Ева принесе; Ты же, жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси». «Из Едема изыде род наш, прабабы ради Евы; призван же Тобою, рождшею нам Новаго Адама – Христа». Святой Ириней высказывает такую же мысль: «Узы Евиного непослушания разрешены послушанием Марии. Что Ева связала неверием, то разрешила Дева Мария верою».

«Ева поверила змею, – говорит Тертуллиан, – Мария поверила Гавриилу; что та согрешила по доверию, то эта загладила верою». «Жена, – говорит св. Григорий Нисский, – защитила жену; первая (то есть Ева) открыла путь греху, а эта (то есть Мария) послужила явлению Правды; та последовала совету змея, эта представила Истребителя змея и произвела на свет Подателя света». Противоположность их всего лучше изъясняется словами, сказанными той и другой. Еве сказано: в болезнех родиши чада (Быт. 3, 16), а Деве Марии возвещено: радуйся, Благодатная (лк. 1, 28); Еве сказано: к мужу твоему обращение твое (Быт. 3, 16), а Деве Марии: Господь с Тобою! (лк. 1, 28).

Ковчег, в котором патриарх Ной спасся от вод всемирного потопа, предызображал Пресвятую Деву. «Радуйся, Ковчег, Богоустроенное жилище, – восклицает к Ней св. Иоанн Дамаскин, – Управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением».

Сто лет (как говорят предания, занесенные в древние книги) строился ковчег, и род человеческий долго приготовлялся к принятию Спасителя и рождению Девы Марии. Ковчег был устроен из дерева негниющего, Пресвятая Богородица пребыла Приснодевою. В ковчеге спаслись Ной и дети его от потопа, через Марию все, послушные голосу благодати Божией, спасаются от погибели вечной. От Ноя, вышедшего из ковчега, населился послепотопный мир, от Христа, родившегося от Пресвятой Девы, ведут свое начало чада Нового Завета.

Ной, находившийся в ковчеге, о конце всемирного потопа узнал тогда, когда выпущенная им во второй раз голубица прилетела с масличным сучком; выпущенная же в третий раз, она более не возвращалась. Эта голубица предызображала Пресвятую Деву. «Голубица, – говорит Ей Святая Церковь, – Милостиваго рождшая». Рождением Милостивого Она возвестила окончание гнева Божия и совершенный мир на земле. «Радуйся, спасшая мир от потопления греховного!»

Как Исаак прообразовал Господа Иисуса Христа, так и рождение его от Сарры служило образом рождения от Девы Марии обетованного Мессии. «Сарра, рождши Исаака, образ Иисусов, радость ми сотвори Господь, глаголаше; образованнаго Исааком рождшая и девствующая, паче радуйся, Всепетая Мати Дево». «Исаака рождение от безчадныя матери поношение отъят и возвеличи славою; рождшееся от Тебе Свято первейшую славу принесе Тебе, Пречистая Дево и Мати».

Страница 10