Размер шрифта
-
+

Здесь. Философия данности - стр. 28

. Удивление наступает, когда человек ищет оснований в данности, отыскивает их, но не может ими удовлетвориться и продолжает искать.

Тезис шестой. Отчаяние наступает, когда человек убеждается, что отыскать основания нельзя и что данности основания не нужны.

Тезис седьмой. Перед отчаянием разум отступает, забирая у человека ведение и разрушая мир возможного и невозможного. Человек становится неведающим и перед ним открывается очевидность, как данность, лишенная оснований, данность, только и всего. Приняв очевидность, человек обретает веру.

Для того, чтобы эти тезисы были более понятны, ниже я привожу схему.


Схема философии очевидности


Схема эта, может быть, кажется очень сложной и требующей пояснений. Я дам такие пояснения, но в конце этого письма. Тебя же попрошу, читая ниже о философии очевидности, встречаемые категории находить на схеме и задумываться о месте, какое они в ней занимают.


* * *


Чтобы раскрыть тезисы я воспользуюсь тем, что называю образами очевидности. Но, прежде всего, я должен остановиться на данности, потому как это главная категория философии и без уяснения того, что под ней понимается, нельзя двигаться дальше.

Данность это то, чего испугался человек, что он потерял, подчинившись разуму, и что должен открыть, обретя веру.

Данность это то, что открывается человеку, когда человек открывает себя как человека. Открыть, что я человек и открыть данность, это одно и то же. Так, данность открывается человеку, не испытавшему еще страха перед ней и не подчинившегося разуму. После же того, как человек оказывается в рабстве, данность, обработанная разумом при помощи оснований, предстает перед ведающим человеком как мир возможного и невозможного.

Мир возможного и невозможного есть мир, в котором возможно только то, что имеет основания, а что оснований не имеет – невозможно. Здесь к тому, что человек открывает как данность, прибавляются основания, которые представляют собой согласование и накладывание обязательной, необходимой связи. Данность, значит, никуда в мире возможного и невозможного не исчезает, но предстает только как согласованная и необходимая. Поэтому ты можешь прикоснуться к данности, дотронувшись до крышки стола. И ты можешь увидеть основания, как только поймаешь себя на мысли: эта крышка не падает, поскольку покоится на ножках и т.д., или о том, что эта крышка была изготовлена в прошлом году и т. д. Получается, что данность – это крышка стола без ее отношения к чему-либо, без того, чтобы знать, почему она здесь и как это стало возможным.

В третий раз человек открывает данность, когда, пройдя путь к очевидности, понимает, что данность – это лишенная оснований данность, данность, только и всего. Данность здесь открывается без согласованности и необходимости, т.е. без оснований.

Страница 28