Здесь. Философия данности - стр. 27
В завершении хочу извиниться. Над письмом я работал четыре месяца. Для меня это очень быстро, мне нравится перечитывать и обрабатывать каждую строчку. Но это письмо и так отняло много времени, я видел твои переживания и нетерпение. Поэтому я позволил себе лишь небольшие правки, из-за чего ты найдешь много ошибок и шероховатостей. Надеюсь, ты мне их простишь. А потом, как и всегда, мы сможем вместе исправить ошибки. Сейчас же главное: прими это письмо как знак моей любви!
* * *
Что так долго занимает меня? Над чем я думаю, что меня волнует? Философия очевидности, которую я нашел в сочинениях Шестова, Сартра и Шопенгауэра. Пожалуй, кто-нибудь со стороны скажет, что эти три философа говорили о разных вещах, что невозможно в их учении найти нечто общее, да еще назвать это философией очевидности. Да, отвечу я, философы эти разные, но в чем? В выражении мыслей. Но, несмотря на это, мне удалось разглядеть в их системах много общего. Я изучал их произведения и чувствовал, что они говорят об одном и том же. О чем? О данности, каждый по-своему, но о данности. Затем я обнаружил, что Сартр, а за ним Шестов, рассказывали о том, как человек стал рабом разума и как вернуться к данности. Мне все более ясными становились основные положения философии очевидности. Так, со временем, я смог сформулировать семь тезисов, которые я постараюсь раскрыть в этом письме.
Тезис первый. Когда человек открывает себя как человека, то он открывает данность. Перед данностью человек испытывает страх, и так как человек хочет устроиться на земле, то он подчиняется разуму.
Тезис второй. Разум предложил человеку ведение, то есть знание об основаниях, и разум же с помощью оснований создал из данности мир возможного и невозможного. Человек стал ведающим, перед ним открылся мир возможного и невозможного, который он принял и подчинился разуму. Ведающий о мире возможного и невозможного человек избавился от страха. Разум же стал господином, диктующим миру возможного и невозможного законы и принципы.
Тезис третий. Основания – это согласованность и необходимость. Согласованность подбирает элементы данности так, что одно не может быть без другого, а необходимость объединяет эти элементы обязательной связью. С помощью оснований разум создает мир возможного и невозможного, в котором данность, имеющая основания, возможна, а данность, оснований не имеющая, невозможна.
Тезис четвертый. Выйти из подчинения разуму человек может, пройдя путь к очевидности, то есть путь от удивления через отчаяние к очевидности.
Тезис пятый