Запредельная мудрость. Диалоги о буддизме. Десятый том - стр. 7
Будда – Бхагаван является Прибежищем, поэтому его драгоценное Учение также является Прибежищем. Причина этого заключается в том, что обретение Буддой неизмеримых достоинств не случилось беспричинно и без условий, – Он последовательно избавился от омрачении и преисполнился благими качествами, достиг полного просветления, опираясь на слушание и размышление теоретического учения, а также на медитацию и осуществление учения практического.
Драгоценное Учение является Прибежищем, поэтому практикующая его святая Община, – шраваки, пратьекабудды, бодхисаттвы, – также является Прибежищем. Причина этого заключается в том, что драгоценное Учение, Истина пути прекращения, зависима от Общины, – она появляется в результате медитации и практики святых шраваков, пратьекабудд и бодхисатв.
Таким образом, Три Драгоценности являются Объектом Прибежища.
2.2. В фундаментальности нашего сознания присутствует ранее накопленная неблагая карма, но несмотря на то, что испытываем различные страдания (рождение, старение, болезнь, смерть, разлука с любимыми, встреча с врагами, искать и не находить желаемое, подвергаться воздействию нежелаемого и т.п.) мы и сейчас продолжаем совершать 10 неблагих деяний, поэтому плохой участи нам не миновать. А в плохих перерождениях страдания гораздо более страшны: в аду испытывают страдания жары и холода на пылающей огнем железной земле и в окруженной снежными горами ледяном гроте; преты страдают от голода и жажды, годами не слыша даже названия еды и пития; животные пожирают друг друга с костями и шкурой, везут неподъемные тяжести, используются как рабочий скот и т. д. – эти и другие немыслимые страдания могут продолжаться в течении кальпы.
Если сравнить все это с летней жарой, зимним холодом, голодом и жаждой 1—2 дней, поднятием тяжестей, рабством и зависимостью (которые мы, будь на то наша воля, ни за что не стали бы терпеть), зарождается мысль: «Как сможем вытерпеть жестокие страдания плохих перерождении?», а также осознание страха перед страданиями будущих перерождений.
Нежелание испытывать эти страдания приводит к необходимости положиться на спасающее от них Прибежище; а спасительной силой обладают Три Драгоценности, поэтому мы наверняка спасемся, если со своей стороны примем их как Прибежище, – подобные размышления способствуют зарождению сильной веры в Три Драгоценности.
Таким образом, осознание сильного страха и сильной веры является причиной Практики Прибежища.
2.3. Хорошенько поразмыслив над вышеприведенным, от всего сердца, из глубины души доверяясь Трем Драгоценностям, следует думать: «У меня нет другого источника надежды и спасения кроме Трех Драгоценностей, поэтому, Три Драгоценности, внемлите счастью и горести моим в этой и будущей жизни». Это и есть мысль о принятии Прибежища.