Запредельная мудрость. Диалоги о буддизме. Десятый том - стр. 8
Вопрос:
Что значит быть буддистом, буддист – это упасака?
Ответ:
В буддизме, если верить словам Будды, а не некоторым современным толкователям, становление буддистом, не означает принятие панчашилы. Акт принятия Прибежища – главным образом ментален, а акт принятия обета – проходит на физическом плане. Принятие Прибежища может произойти в момент постижения истины. Как это произошло, на пример с 5-ю первыми архатами. То есть, услышав Учение о 4-х Истинах, они постигли Дхарму, кто Ее преподал и с кем вместе им идти. Но в то же время и множество божеств постигли Истину, все они благодаря этому стали буддистами, но вот стать упасаками и упасиками они не могут, просто физически это не возможно. Так как в телах божеств, асуров, прет, животных и мучеников ада не могут родиться обеты пратимокши. Опять же Будда даровал Учение и небожителю, которым переродилась его мать, она ведь тоже БУДДИСТКА! И тоже не могла принять обет панчашилы.
Буддийская философия
Вопрос
Что такое серединный путь?
Ответ
Срединный путь (маджджхима-патипада) это путь, который, избегая две крайности – чувственное сладострастие и самоистязание, – ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха).
Вопрос
Что по вашему означает понятие карма?
Ответ
Действия, или карма, делятся на два вида: намерения и преднамеренные действия, то есть мотивации и мотивированные действия. Что касается преднамеренных действий, то последователи школ Вайбхашика и Прасангика делят их на физические, ментальные и вербальные, тогда как последователи школ Саутрантика и Читтаматра утверждают, что преднамеренные действия бывают только ментальными, поскольку, по их мнению, физические и вербальные действия суть ментальный фактор намерения во время совершения этих действий. С точки зрения способов исполнения действий существуют действия тела, речи и ума. С точки зрения последствий, которые они за собой влекут, различают добродетельные и недобродетельные действия. Добродетельные, в свою очередь, делятся на два вида: действия, приводящие к рождению в счастливых уделах мира желаний, и неколебимые действия, приводящие к рождению в мирах форм и без форм. С точки зрения результативности и нерезультативности существуют два вида действий: определенные действия, несомненно, приносящие результат, и неопределенные – те, результативность которых вызывает сомнение. Это положение можно пояснить, рассмотрев следующую классификацию – деление действий на четыре вида по принципу намерения и исполнения: осуществленные умышленно; умышленные, но неосуществленные; осуществленные неумышленно и, наконец, неосуществленные и неумышленные. Примером первого вида действий может служить умышленное убийство комара. А теперь предположим, что насекомое неотвязно преследовало вас и вам очень хотелось его убить, но в этот момент вас отвлекли. В данном случае с точки зрения кармы вы создали мотивацию, но не осуществили задуманное – это и есть умышленное, но неосуществленное действие. А вот пример осуществленного, но неумышленного действия: вы махнули рукой и тем самым убили комара, хотя и не намеревались его убивать: вы это сделали нечаянно, неумышленно. К четвертому виду относится отсутствие всякой мотивации к исполнению действия и отсутствие его исполнения. Из четырех вышеупомянутых видов действий первые два – осуществленные умышленно и умышленные, но не осуществленные – это определенные действия. Последние два вида – неумышленно осуществленные действия и неумышленные и неосуществленные – относятся к неопределенным действиям, то есть к тем, результативность которых вызывает сомнение. К примеру, человека, не желающего убивать, призывают в армию и там ему дают приказ убивать. Даже если этот человек кого-нибудь убьет и сразу же очень сильно об этом пожалеет, совершенное им убийство будет причислено к категории тех действий, результативность которых неопределенна, сомнительна. Из этого можно сделать вывод, что само действие не так существенно, как намерение. Так, крупный военачальник, который, имея намерение уничтожить все силы противника, отдает приказ начать военные действия, накапливает все совершенные за время войны злодеяния и убийства, даже если физически не участвует в исполнении собственного приказа. Аналогично, если десять человек задумают устроить праздник, для которого надо будет зарезать купленное заранее животное, то, хотя убито всего одно животное, все десять совершают убийство живого существа, поскольку имеют намерение убить и съесть это животное. Существуют различные классификации определенных действий с точки зрения времени наступления результата. Результаты одних действий ощущаются уже в этой жизни, а следствия других дают о себе знать только в следующей. Кроме того, существуют и такие действия, результаты которых проявляются не в этой жизни и не в следующей, а в более отдаленных. Различают и множество разных видов добродетели. Например, истинное пресечение того или иного уровня страдания является