Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 64

147.

Вдоль «пути благовоний» выросли торгово-ремесленные города, в том числе Мариб и Мекка.

Мариб был столицей известного южноаравийского царства – Саба, которое процветало в I тыс. до н.э. за счет торговли и развитой ирригационной системы земледелия (Марибская плотина). Но около 25 г. до н.э. Сабейское царство было завоевано своим южным соседом – Химьяром148.

Цари Химьяра создают империю, которая после недолгого расцвета распадается уже в начале II века н.э. В это же время Рим захватывает Набатейское царство, созданное арабами в Иордании и Идумее (к югу от Мертвого моря).

От времен Набатеи остались не только величественные высеченные в скалах города (такие, как столица – Петра), но и письменность, на основе которой впоследствии был создан арабский алфавит.


С IV века возрождается Химьяр, его цари снова присоединяют Сабу, а также Хадрамаут149, поставив под контроль почти всю южную Аравию.

В VI веке Химьяр становится ареной противостояния великих держав: Восточной римской империи (Византии) и Сасанидской Персии, хотя основная борьба между ними разворачивается в северной Аравии, где появляются государства, основанные выходцами из Йемена. Лахмиды, будучи союзниками Персии, в 550-х годах уничтожают проримское царство Книд, но встречают более сильного противника в лице Гассанидов150.

В Химьяре в 530-е годы власть захватывает выходец из Эфиопии (Аксум) Абраха, который придерживался христианского вероисповедания и, как утверждает исламская традиция, в 570 году предпринял поход на Мекку, – для того чтобы уничтожить священный храм всех арабов – Каабу и возвести на его месте церковь.

В армии Абрахи были слоны, но его поход все равно закончился провалом151.

570 год в исламе был назван «годом слона». Тем же годом обычно датируют рождение МухаммадаибнАбдаллах из курайшитского рода Хашим (570-632).


В мусульманской литературе принято называть период, предшествующий утверждению ислама, словом «джахилийя» (невежество). Арабы в те времена имели разные культы, и обычно у каждого племени было свое верховное божество. Так, покровитель племени курайш, что контролировало Мекку, – Хубал152, чья статуя находилась в Каабе.


Когда именно появилось это культовое место, неизвестно. Мусульмане верят, что первый храм в тех краях построил Адам, – вскоре после своего изгнания из рая. Впоследствии храм был восстановлен пророком Ибрагимом (библейский Авраам), который в исламе занимает особенное положение как первый ханиф (последователь единобожия)153.

По версии ислама вера пророка Ибрагима со временем была забыта, а священное место, которое изначально предназначалось для поклонения одному Богу, стало языческим капищем, пристанищем множества идолов

Страница 64