Размер шрифта
-
+

Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 63

(san jiao) послужили основой последующего возрождения страны под властью династий Суй (581-618) и Тан (618-907).

Эпоха Тан характеризуется широкой экспансией, которой был положен предел в середине VIII века, после чего начинается упадок цивилизации (гражданская война Ань Лушаня, восстание Хуан Чао).

В X веке в эпоху нового распада государственности (5 династий и 10 царств) в Китай (возможно, по Великому Шелковому пути) проникают идеи западного рационализма, что находит проявление в эпоху Сун (960-1279), – в виде мировоззренческого переворота, связанного с деятельностью ученых-натуралистов (Шэнь Ко), с ростом количества изобретений, внедряемых в жизнь и производство, с зарождением «буржуазии», стремящейся к максимальному извлечению выгоды.

Однако мировоззрение западного типа получило ограниченное распространение, а после вторжений в Китай чжурчжэней и монголов постепенно и вовсе сошло на нет.

В эпоху Юань (1279-1368) отдается предпочтение религиозному мировоззрению (буддизм).

В империи Мин (1368-1644) возвращается доминирование философии восточного типа в обновленном виде (неоконфуцианство как гос. идеология).

При маньчжурах (династия Цин) китайская цивилизация снова усиливает экспансию, в целом, повторяя политику династии Тан, в том числе в попытке совмещения разных этнических элементов.

Начиная с Синьхайской революции (Китайская республика, КНР), в жизнь воплощается рационализм западного образца (прагматизм), хотя и с «китайской спецификой» (национализм, коммунизм).

В целом, история Китая служит прекрасной иллюстрацией ментального (идейного) круговорота, – при сохранении мировоззренческой основы цивилизации (в данном случае – рационализм восточного типа, иначе говоря, этатизм146).


.2. 

Юг (арабо-мусульманская цивилизация)


Доисламская Аравия

В глубокой древности Аравийский полуостров представлял собой богатые источниками вод и растительностью саванны. Но в дальнейшем климат резко изменился. О тех далеких временах теперь почти ничто не напоминает: Аравия – бесплодная каменистая пустыня, с редкими островками зелени (оазисы).

Семиты, в том числе арабские племена, по одной версии пришли в Аравию из Северной Африки, по другой, они коренные жители этого засушливого края.

Арабы упоминаются еще у Геродота (V век до н.э.) и в Бехистунской надписи персидского царя Дария. Однако об их жизни до принятия ислама мало что известно. Изначально арабы были кочевниками, но в дальнейшем часть из них перешла к оседлому образу жизни, занявшись земледелием в оазисах (например, Ясриб). А позднее – и торговлей на караванном пути, названном «дорогой благовоний» (начальный пункт – остров Сокотра), что проходил с юга на север вдоль побережья Красного моря по территории, известной как

Страница 63