Законы истории и особенности мировых цивилизаций - стр. 65
Мы не знаем, так это или нет. Но, во всяком случае, не вызывает сомнения, что курайшиты, проявляя предприимчивость в торговых делах, сделали всё, чтобы подхлестнуть интерес к своему городу со стороны окрестных и даже отдаленных арабских племен. Так, Кааба стала домом для множества арабских богов, а Мекка – тем священным местом, где запрещались войны, убийства и даже охота на животных («харам»). Местом, куда арабы совершали паломничества (хадж) задолго до ислама.
Вообще из пяти общепризнанных «столпов ислама» (таухид, намаз, закят, хадж, пост в Рамадан) только первый обладает новизной.
Собственно с идеей единобожия (таухид) арабы были хорошо знакомы и до проповеди Мухаммада – через посредство иудеев и христиан, чьи диаспоры расселялись в Хиджазе (в городах по пути благовоний). Сторонники единобожия именовали себя ханифами. И Мухаммад, возможно, в молодости находился под влиянием представителей этого религиозного течения.
***
Отца Мухаммада, который умер еще до рождения своего сына, звали Абдаллах, что в переводе означает «раб Аллаха». И это свидетельствует, что еще до Мухаммада среди арабов почитали Бога с таким именем, возможно, отождествляя его с Хубалом.
Был ли дед Мухаммада – Абд аль-Муталлиб ханифом, неизвестно, но, как считается, именно он, являясь хранителем ключей Каабы, познакомил своего внука с основами религии, с обрядами поклонения богам.
К тому времени мальчик потерял не только отца, но и мать (Амина). Как сирота, он оказался на попечении общины хашимитов, которую после смерти Абд аль-Муталлиба возглавил дядя Мухаммада – Абу Талиб.
В возрасте 12 лет Мухаммад впервые отправился в странствие – с торговым караваном в Сирию (Босра), где, как считается, монах Багира указал на него как на будущего нового пророка.
В юности Мухаммад вероятно был пастухом, а потом сделался купцом, став приказчиком у богатой вдовы по имени Хадиджа. На этой женщине, которая была много старше него, Мухаммад женился в 595 году.
Хадиджа вскоре родила ему сына, нареченного Кассимом, и с тех пор Мухаммада стали называть Абу Кассим (отец Кассима). Однако мальчик умер в младенчестве, как и последующие сыновья Мухаммада, что наверняка явилось для него ударом. К тому же, несмотря на брак с богатой женщиной, ему не удалось преумножить свое состояние. Так что у Мухаммада, достигшего зрелости, не имелось ни богатства, ни сыновей, которые по представлениям арабов являются свидетельствами благоволения небес к мужчине. А потому он не пользовался сколько-нибудь существенным влиянием в среде курайшитов.