Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 5
Некоторые заметки о деятельности Поместного собора 1917–1918 гг. встречаются в эмигрантской печати, однако говорить о полноценных исследованиях данного события также не приходится. Возможно, исследования «Деяний» Собора и происходили в эмиграции, но на данный момент исторической науке они неизвестны, т. к. историографией русской эмиграции отечественные ученые практически не занимаются. Однако среди общих трудов по истории церкви можно выделить работы Л. Регельсона и Н. Д. Тальберга. Работа Л. Регельсона «Трагедия русской церкви. 1917–1945» (Париж, 1977) носит комплексный характер, исследуется деятельность РПЦ до окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. О периоде 1917–1918 гг. особенно отмечается, что деятельность РПЦ выражалась не в активном участии в гражданском конфликте, а скорее в требовании мира и прекращения войны. Этой линией, а также требованием к победителям в войне не осквернять себя пролитием крови соотечественников и определялась вся политика церкви[1].
В своей работе, а точнее в курсе лекций («История русской церкви», Нью-Йорк, 1954), прочитанном в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США), Н. Д. Тальберг вообще не затрагивает деятельность Поместного собора. В то же время Николай Дмитриевич рассматривает историю церкви в длинной исторической ретроспективе, вплоть до момента созыва Поместного собора в 1917 г. Позиция автора в этом смысле вполне понятна. Помимо изучения церковной истории Н. Д. Тальберг активно занимался общественной работой, в частности участвовал в Высшем монархическом совете и вообще в антибольшевистском движении. Н. Д. Тальберг в своих лекциях не освещал вопросов истории деятельности Собора. Как и многие представители русской эмиграции, историк церкви старался обходить наиболее болезненные места русской истории начала ХХ в., ведь выражал он монархическую точку зрения[2].
Таким образом, мы можем отметить, что исследовательских работ о деятельности Поместного собора в 1917–1918 гг. в советский период ни на территории Союза, ни за его границами не выходило. Те работы, в которых рассматривался Собор, он либо упоминался мельком, либо «Деяния» давались в описательной форме.
Новая эпоха в исследовании истории русской церкви наступила в годы перестройки и распада СССР. Уже в 1990‐х гг. начинается изучение Поместного собора РПЦ, но эта работа вновь сводится к переизданию «Деяний» Собора, а не выражается в активизации внимания к его постановлениям и проблемам работы Собора. В это же время появляются обобщающие труды по истории РПЦ в ХХ в. Одна из таких работ протоиерея В. А. Цыпина рассказывает о Соборе как проходящем, но важном явлении в истории РПЦ. Деятельность Собора в данном случае рассматривается в разрезе проблем управления церковью после учреждения патриаршества и введения митрополичьих округов, которые существуют и ныне в организационной структуре РПЦ.