Размер шрифта
-
+

Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 4

Понятийный аппарат исследования. Следует разделить понятие «Закон Божий» на два по способу интерпретации.

В одной случае Закон Божий – книга, в котором описана жизнь, структура и история церкви с самого ее появления. Закон Божий в данном случае – массовый, доступный широкой аудитории документ (книга), который использовался для преподавания Закона Божьего.

Во второй случае Закон Божий – религиозная дисциплина, которая преподавалась в отечественных учебных заведениях до революции 1917 г. в качестве обязательного предмета. В основе этого предмета лежало изучение Закона Божьего, катехизиса и иных документов, носящих религиозный характер.

Источниковедческой базой исследования являются источники личного происхождения (воспоминания, отдельные записки участников Поместного собора и свидетелей его деятельности). Основным сборником наиболее важных документов являются материалы «Деяний» Собора, изданные уже в нескольких сериях. В последней на сегодняшний момент серии издания материалов вышли 19 томов, посвященных деятельности Поместного собора Православной российской церкви (издание осуществляется на средства РПЦ в издательстве Сретенского монастыря в Москве). На сегодняшний день выпуск данного собрания так и не завершен. Немаловажное место среди источников занимает местная («Вестник Временного правительства», «Киевлянин»), партийная периодическая печать («Известия», «Правда», «Дело народа»), а также материалы епархиальной печати («Омские епархиальные ведомости», «Тульские епархиальные ведомости» и т. д.).

Историографическая база исследования. Деятельность Поместного собора Православной российской церкви в 1917–1918 гг. изучалась начиная с момента проведения Собора. Однако первоначально представление о Соборе 1917–1918 гг., как и в нынешней историографии, носило скорее общий, описательный характер. В первые годы после событий 1917–1918 гг. история Собора появлялась лишь на страницах епархиальных ведомостей, и то только тех, которые не были закрыты изначально. Примером таких ведомостей могут считаться «Архангелогородские ведомости». Основная масса периодических органов епархий была закрыта в 1918 г. и возрождена уже в конце ХХ – начале XXI в.

В то же время публикация материалов Собора («Деяния») была осуществлена уже в 1918 г.

В советский период деятельность Поместного собора РПЦ не изучалась, т. к. советская историческая наука данным аспектам духовной жизни России не придавала большого значения: в ней превалировали классовые подходы к истории страны.

Поэтому особое внимание в данный хронологический период необходимо уделить русскому зарубежью.

Страница 4