Закон Божий в годы Великой российской революции и Гражданской войны - стр. 2
Важно при этом помнить, что рубеж XIX–XX вв. – время массового распространения знания. Рациональный взгляд на вещи, особенно в образовательной сфере, стал настолько естественным, что такие предметы, как Закон Божий, выбивались из общей картины мира. А отсюда понятно, что Закон Божий становился почти анахронизмом, ведь именно в это время распространяется представление о том, что религия – это личное дело каждого человека.
Проблем в религиозной сфере было так много, что даже государственная власть решила обратить на это внимание. Известно, что одним из инициаторов преобразований в церкви был сам император Николай II. Несмотря на свое консервативное воспитание, он никогда не являлся сторонником старой формы церковно-государственных отношений, где церковь была частью государства. Именно Николай II по многочисленным просьбам духовенства инициировал процесс подготовки к Поместному собору Православной российской церкви. До этого соборы не проводились более 200 лет, а во главе церкви фактически стоял император, управляя церковью через гражданского чиновника – обер-прокурора Святейшего синода.
Для того чтобы определить основные вопросы, которые должен был решить первый за несколько веков собор православной церкви, по инициативе государственной власти создавались определенные коллегиальные органы, целью работы которых стала общая подготовка к проведению собора и реализация назревшей церковной реформы. Вопросы церковной педагогики на таких совещаниях не были на первом месте, но они постоянно сопровождались общественным обсуждением, а также поднимались на уровне отдельных епархий. Приведем для наглядности таблицу, в которой обозначим те органы власти, которые создавались в предреволюционные годы по мере подготовки к проведению Поместного собора.
Начиная с 16 января 1906 г. по указу Николая II начало работу Предсоборное присутствие, основным итогом деятельности которого должна была стать подготовка и проведение Поместного собора РПЦ. Однако на практике данному Присутствию удалось решить вопрос о принятии Приходского устава, разработать модель церковно-государственных отношений и выдвинуть в качестве обязательного требования к итогам работы Собора избрание ее предстоятеля.
В 1912–1914 гг. работало Предсоборное совещание, которое было распущено из‐за событий Первой мировой войны 1914–1918 гг. Совещание поддержало проекты Присутствия, но также смогло более детально разработать вопрос об управлении церковью, где полнота власти должна сосредотачиваться в руках ее предстоятеля.
В 1917 г., видя, что уже ничто не мешает проведению Собора, общественные деятели и церковники созвали Предсоборный совет (июнь – июль 1917 г.). Данный орган власти смог обобщить труды Предсоборных присутствия и совещания, а также подготовить предварительные положения и проекты для рассмотрения на Поместном соборе, который был созван уже в августе 1917 г. в Москве.