Размер шрифта
-
+

Ювенальная юриспруденция. Том 2 - стр. 47

Наконец, субъекты, принадлежащие к четвёртому классу, представляют собой существа, лишённые всякой инициативы и умственной самодеятельности. В отношении степени развития нравственного чувства они представляют большие различия. Если между ними и встречаются некоторые, у которых можно допустить существование различий добра и зла, то громадное большинство образуется из существ, вполне пассивных и безответственных в полном смысле этого слова. Субъекты этого последнего класса имеют бросающиеся в глаза типичное вырождение, которое даёт яркое доказательство существования болезненных разновидностей человеческой породы.

Сопоставление их с возрастающим рядом постепенного органического оскудения былинок злака в демонстрации профессора Виля, а вместе с тем ясно и наглядно выступают ближайшее соотношение и тесная связь явлений вырождения и явлений преступности, причём последние при таком фактическом освещении становятся более понятны в своём общественном механизме.

Для устранения возможных недоразумений, напомним, что различные состояния вырождения могут развиваться в более или менее длинном ряде последовательных поколений, передаваясь и закрепляясь наследственно. В этом случае явления умственно-нравственного вырождения будут сопутствовать стойкими наружными признаками физического вырождения.

Окончание XIX столетия не остановило, как может это показаться развитие школы уголовной антропологии. Напротив, учение в начале XX века приобретает всё большую популярность и набирает множество сторонников в среде русских учёных. Среди них были Д.А. Дриль, И.А. Сикорский, И.И. Пантюхов, Д.Н. Нучин, П.Н. Тарновская и др. В их исследованиях детально прорабатывается вопрос признаков вырождения и дегенерации. В наиболее систематизированном и обобщённом виде он представлен в работах Ивана Алексеевича Сикорского. (См. Приложение 6).

Перемены, произошедшие в России после 1917 г. существенным образом не оказали влияния на развитие уголовно-антропологической школы, хотя и перевели её в ранг нежелательного, фальшивого учения. Тем не менее антропологическое течение находит своё развитие, доказательством чему служит Инструкция под грифом «Совершенно секретно» «Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД» от 21 декабря 1938 года № 00134/13.

Во второй половине XX столетия уголовно-антропологическая школа нашла своё развитие в трудах Григория Климова. В начале XXI века разработкой вопросов человеческого вырождения занимается Д.В. Зеркалов[79].

Основой возникновения и развития уголовно-антропологической школы было теологическое (богословское) учение. Поскольку основа преступности, и в целом отклоняющегося поведения лежит в духовной сфере. Возможные нестыковки, неясности и противоречия первого учения устраняются за счёт второго, являющегося базовым.

Страница 47