Размер шрифта
-
+

Йога-сутры Патанджали. Путь познания, созерцания и свободы - стр. 6

) непотревоженный, спокойный, ненарушенный, несвязанный со страданием.


1.5. Видоизменения ума пяти видов, порождающие страдания и не порождающие16.

Сутра 1.6

pramāṇa viparyaya vikalpa nidrā smṛtayaḥ ||6||


pramāṇa – (iic.) достоверное познание, подлинное знание, правильное восприятие, верное понятие, правильная мера.

viparyaya – (iic.) ошибочное знание, ложное познание, неправильное представление, недоразумение, ошибка, заблуждение.

vikalpa – (iic.) воображение, фантазия, иллюзия, концептуализация, ментальная конструкция, вымысел, выдумка.

nidrā – (icc. / nom. pl. f./acc. pl. f.) сон, глубокий сон, сон без сновидений.

smṛtayaḥ – (nom. pl. f. от smṛti) память, воспоминание, памятование, способность запоминать.


1.6. Это – достоверное познание, ложное знание, воображение, глубокий сон и память.

Сутра 1.7

pratyakṣa-anumāna-āgamāḥ pramāṇāni ||7||


pratyakṣā – прямое восприятие, восприятие чувствами, перцепция; присутствующий перед глазами, видимый, очевидный, ощутимый, воспринимаемый.

anumāna – умозаключение, вывод, соображение, размышление, обдумывание то, что приходит из ума.

āgamāḥ – (nom. pl. m. от āgama) полученное из надежных источников, свидетельство авторитета; традиционная доктрина, учение, предписание; собрание доктрин, священное писание.

pramāṇāni – (nom. pl. n. от pramāṇa) достоверное познание, подлинное знание, правильное восприятие, верное понятие, правильная мера.


1.7. Достоверное познание – это восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство17.

Сутра 1.8

viparyayo mithyā-jñānam-atadrūpa pratiṣṭham ||8||


viparyaya – (nom. sg. m.) заблуждение, ошибочное знание, недостоверное познание, неправильная идея, ошибка, неправильное понимание неправильное представление, недоразумение, ошибка; когнитивное искажение.

mithyā – (nom. sg. f.) ложное, ошибочное, иллюзорное, неверное; неточно, ложно, ошибочно.

jñānam – (acc. sg. n./nom. sg. n. от jñāna) знание, познание, понимание.

a – не.

tad – тот, то, это.

rūpa – форма, природа, внешнй вид, облик.

pratiṣṭham – (acc. sg. m./acc. sg. n./nom. sg. n. от pratiṣṭhā) основа, в качестве основы, пребывание, устойчивость, стойкость, непоколебимость, стабильность, постоянство.


1.8. Заблуждение – ложное познание, не основанное на подлинной форме объекта18.

Сутра 1.9

śabda-jñāna-anupātī vastu-śūnyo vikalpaḥ ||9||


śabda – (iic.) слово, речь, язык, звуковое обозначение, словесная репрезентация.

jñāna – (iic.) знание, познание, понимание.

anupātī – (acc. sg. n./nom. sg. n.) вытекающий как следствие или результат, происходящее.

vastu – (acc. sg. n./nom. sg. n.) реальность, вещь, объект, сущность, суть.

Страница 6