Йога-нидра. Искусство целительного расслабления для здоровья, самопознания, повышения качества жизни и управления судьбой - стр. 54
В конечном счете все то, во что мы «осознанно» верим, или то, как мы «сознательно» действуем, может быть неосознанными впечатлениями или тенденциями, хранящимися в теле блаженства. После того как мы несколько раз вынесли суждение о ком-то, мы продолжаем делать это уже неосознанно. Сознательное решение превращается в неосознаваемый паттерн поведения, автоматически направляющий наши мысли и поведение, которые перестают подвергаться предварительному анализу. Йога-нидра предназначена для того, чтобы перенести нас в тело блаженства, где мы можем переписать изначальные программы даже после того, как они превратились в неосознаваемые паттерны, живущие за пределами сознательного восприятия.
Кроме того, в йога-нидре мы работаем с телом мудрости через свидетельствование. Разотождествление, к которому мы приходим через свидетельствование, отдаляет нас от собственных прошлых воспоминаний, убеждений и выводов, что позволяет увидеть настоящее таким, какое оно есть: основанным на прошлом, но не замутненным им.
Тело ума, или ментальное тело, плотнее, чем тела блаженства и мудрости, оно гораздо ближе к полноценно оформленной волне, чем предыдущие оболочки. Хотя мы не можем увидеть тело ума глазами, его легче определить, чем тела блаженства и мудрости. В конце концов, мы способны распознавать мысли и их воздействие на нас, можем отследить, как они приходят и уходят. Тело ума на санскрите называется маномайякоша, что означает «тело, состоящее из мыслительных процессов». Именно этим оно и является.
Обобщенно говоря, это внешний ум, позволяющий нам принимать и обрабатывать сенсорную информацию о внешнем мире, получаемую от органов чувств. В первую очередь тело ума связано с глазами. Стоит нам закрыть глаза, и тело ума тут же начинает успокаиваться. Тело ума впитывает факты и интерпретирует их совместно с телом мудрости, что приводит к определенным действиям с нашей стороны. При этом энергетическое и физическое тела оказываются полностью подчинены более тонким и мощным структурам ума и интеллекта.
В «Йога-сутрах» Патанджали (1:2) говорится: «Йога есть успокоение колебаний ума». На санскрите это звучит так: «Йогах читта вритти нироддха». В йога-нидре мы затормаживаем процессы взаимодействия поступающих извне (через манас, тело ума) чувств с бессознательными программами, которые уже содержатся в читте, потому что именно такое взаимодействие становится причиной колебаний ума (вритти). Йога успокаивает колебания ума (вритти). По мере того как эти вритти, или ментальные волнения, успокаиваются, проявляется наша истинная природа. Мы обретаем достаточно ясности, чтобы за волнениями ума, с которыми обычно себя отождествляем, распознать свое «Я». Приведем пример. Допустим, у вас имеются непроработанные чувства или убеждения о том, что вас «оставили за бортом». Они хранятся в читте (на «жестком диске»). Вам вечно кажется, что вы единственный, кого не приглашают на праздник жизни.