Размер шрифта
-
+

Языки страха. Женские и мужские стратегии поведения - стр. 29

– Нужно бояться болезней, ибо они причиняют страдания, смертоносны и потому жестоки.

– Нужно также бояться здоровья, потому что здорового тебя никто не пожалеет (реплика: “Вон, бугай какой здоровый”, – или: “Да она здоровая, как лошадь!”). Не пожалеют, позавидуют. Здоровье также не желательно для сценаристов, поскольку нужно придумывать более вразумительные контробстоятельства для преодоления их героиней или героем.

– Нужно бояться нежелательной беременности, ибо когтистая лапа голода уже сдавила шею вполне пышнотелой актрисы.

– Нужно бояться желательной беременности, ибо отец ребенка чаще всего не законный супруг, а спутник твоей жизни, он тебе, как Луна Земле, – далеко, но видно, немного параллельно.

– Нужно бояться любых перестановок и нововведений на работе, гак как это неизвестно чем закончится.

И вообще нужно бояться всего нового, неизвестного и самой жизни. А еще бояться смерти. И, кстати, насчет смерти. Вы думаете, что все так просто? Вы надеетесь умереть в своей постели? Как сказал Стивен Кинг, – после ужина, бутылки дорогого вина и хорошего перепихона? Надеяться можете, но русский сериал ответит, что и здесь множество вариантов. Это может случиться на улице, где вы сможете быть раздавлены грузовиком, сбиты машиной, застрелены кредитором, пришиты маньяком, прибиты хулиганом, загрызены собакой… Продолжать? Нет? Хорошо – в квартире так в квартире. Но не расслабляйтесь. Здесь, в привычной домашней обстановке, вы сможете утонуть в ванной, получить смертоносный электрический разряд, быть зарезаны любовником или любовницей и застрелены все тем же кредитором. Вы еще не умерли от страха, вы еще живы? Жаль. Мышь с серпом станцевала бы джигу на вашей могиле. Пришло бы много гостей. Было бы весело. Чем не новая серия?

Беда не в том, что всего этого не нужно или стыдно бояться. Беда в том, что в русском сериале настолько велика концентрация приблизительности – от слов, произносимых актером, до места действия, в котором происходит тог или иной эпизод, от выбора актера на роль до представлений постановщиков о своих согражданах, – что там, где действительно страшно, там, где, безусловно, идет речь о важном, зритель не верит в происходящее на экране. Беда в том, что это сам экран боится жизни и, вместо того, чтобы терапировать (а для чего он нужен еще?), сам начинает внушать беспокойство.

Сериал начинает формировать подсознательные клише и подлинный запрет на действие. Положительные герои редко действуют, потому что они умны. Даже самые активные из них. Вот майор Каменская ходит и думает. Она делится результатами своих раздумий с окружающими, а те уже действуют. Евлампия Романова – любительница частного сыска, она даже не думает, она чувствует, потому что у нее интуиция. Как собака за запахом, она идет вслед за своей интуицией, а уж работники органов – за ней. “Она интуитивно чувствует дорогу. Перед ней наш профессионализм меркнет”, – говорит взрослый человек, следователь прокуратуры, получающий зарплату у государства за го, что он следователь.

Страница 29