Вступающим в брак - стр. 27
(Лк. 14: 7–11). В этой притче раскрывается тема страсти гордыни и противостоящим ей добродетелям кротости и смирения. Господь снова приводит образ брака, брачного пира, хотя здесь он используется, больше как легко воспринимаемый фон, так как смысл притчи в ином. Тем не менее, само использование образа брачного пира еще раз освящает это действие вниманием Божием. Комментируя речь Господа, о. Аверкий (Таушев) добавляет: «Этими словами Господь не думал давать, конечно, лишь обыкновенное правило благоразумия: здесь речь идет о внутреннем расположении сердца» [1, с. 222].
Завершая рассказ о том, что привнес в учение о браке Господь Иисус Христос, отметим следующий момент. Как можно заметить, Господь не меняет закон о браке коренным образом; Он лишь дополняет его, обновляет и насыщает новым духовно-нравственным смыслом. В результате этого, учение о браке открылось для евреев в новом свете, а для христиан стало одним из основополагающих Таинств. Таким образом, освященный Богом брак приобретает свойство универсализма, то есть становится доступным для каждого человека. По большому счету, он возвращается в мир в том первозданном виде, в котором и был заповедан Богом первым людям. Почему же он становится универсальным? Дело в том, что после грехопадения людей, а в дальнейшем и разделения народов, только у народа избранного сохранилось истинное понимание сущности брака. Другие же народы, которые пребывали в состоянии язычества, это понимание исказили, либо совершенно утратили. Лишь с приходом в мир Спасителя, Который обновил и наполнил новым смыслом понятие о браке, оно снова становится доступным для каждого. Воплощение этой доступности стало возможно благодаря тому, что Господь основывает Свою Церковь, в лоне которой теперь каждый человек имеет возможность освятить свой брак в Таинстве.
После того, как земное служение Господа Иисуса Христа завершилось Его славным Воскресением и Вознесением, на земле остается основанная Им Церковь. В лице апостолов Господь даровал ей право самой (но при незримом водительстве Духа Святого) вести людей к истинной вере и наполнять их жизнь добродетелями. Протоиерей Николай Малиновский комментирует: «Так как хранить и утверждать в мире все повеленное Господом и Его апостолами призвана Церковь, то… заключение супружеств между христианами должно быть совершаемо при участии Церкви, при ее одобрении и утверждении, а это одобрение и утверждение может выражаться в церковном благословении их» [13, с. 249]. Поэтому, как и все остальные аспекты христианской жизни, учение о браке продолжает свое формирование уже в лоне христианской Церкви. Основу этого составили послания апостолов, а далее – святых отцов христианства.